Директор департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) Михаил Глинка считает, что рынок будет продолжать расти. Во второй половине 2021 г. темпы должны несколько ускориться.
"Все начинают оживать потихоньку, несмотря на то что обещают "третью волну". В 2020 г. мы не заметили особого влияния пандемии. Мы видели определенные колебания объемов трафика, которые были связаны с выходом людей на дистанционную работу", - отмечает Михаил Глинка.
Директор по развитию бизнеса ООО "Радуга-Интернет" Дмитрий Морозов отмечает, что российский рынок ШПД поднялся, потому что все перешли на "удаленку": все стали нуждаться в каналах связи. В 2021 г. рынок продаж продолжит увеличиваться. Продажи спутникового оборудования и трафик показали увеличение.
"На рынок будет влиять потребность, прокладка оптических кабелей, другие операторы связи, качество услуг связи спутникового интернета, потому что человек всегда выбирает более качественные услуги. Наиболее интересно себя показывает сегмент передачи данных в интернете", - отмечает Дмитрий Морозов.
Директор по продажам Hughes Network Systems в России, СНГ Юрий Фомин подчеркивает, что прогноз на 2021 г. делать сложно, потому что он начался оптимистично, а сейчас ситуация с пандемией не совсем понятная.
"В целом я вижу будущее спутникового ШПД достаточно оптимистичным по следующим причинам. Во-первых, в России без спутника обеспечить связью и доступом в интернет все население практически невозможно. Не случайно министр связи сейчас неоднократно обращал внимание в сторону спутника и говорил, что мы решим проблему удаленных районов и малых населенных пунктов именно с помощью спутниковой связи. Во-вторых, опыт нашей компании показывает, что с развитием спутниковых технологий высокой пропускной способности услуга становится реально конкурентоспособной с сервисами предоставляемыми операторами беспроводного ШПД", - отмечает Юрий Фомин.
В России курс на цифровизацию экономики практически невозможен без стопроцентной интернетизации населения. А без спутника это в России сделать невозможно, считает Юрий Фомин.
"Пандемия - это трагедия. Она влияет на деловую активность вообще. Многие теряют бизнес. Это отражается на покупательной способности населения. Наиболее сильно в 2020 г. пострадали сегменты спутникового ШПД на транспорте и прежде всего на воздушном и морском (круизном). Мобильность была самым быстрорастущим сегментом рынка перед пандемией, сейчас же восстановление этого сегмента ожидается не ранее 2022 г.", - отмечает Юрий Фомин.
"Для нашей компании прошедший год был успешным, о чем красноречиво свидетельствует устойчивый рост выручки, и прежде всего за счет сегмента B2C, который в условиях пандемии уверенно демонстрировал положительную динамику, причем не только на активно развивающихся рынках Латинской Америки, но и на сформировавшемся рынке США", - подчеркивает Юрий Фомин.
Безусловно одним из драйверов роста в этом сегменте явилось введение ограничений карантинного характера и вынужденный перевод значительной массы людей на удаленный режим работы, отмечает Юрий Фомин. Устойчивость сегмента B2C в условиях пандемии еще раз продемонстрировала его перспективность, что позволяет с оптимизмом смотреть на будущее рынка спутниковой связи России, где этот сегмент имеет значительный потенциал для развития, особенно в условиях цифровизации экономики, которая невозможна без обеспечения всего населения страны качественным ШПД.
Елизавета Неупокоева