Согласно документу, изменения будут вноситься в таблицу распределения полос частот, утвержденную в июле 2006 г. В раздел "Распределение полос радиочастот между радиослужбами" чиновники добавят новый пункт, согласно которому полосы частот 876-880 МГц и 921-925 МГц (стандарт GSM-R) смогут использоваться на вторичной основе цифровыми системами технологической сухопутной подвижности радиосвязи на сети железных дорог России.
Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) одобрила проект изменений в таблицу распределения полос для создания системы железнодорожной связи стандарта GSM-R еще в марте этого года. Пока эти частоты используются аэронавигационным оборудованием, и действующая таблица использования радиочастот 876-880 МГц и 921-925МГц не предусматривает возможности использования средствами сухопутной подвижной радиосвязи.
"Мы используем радиосвязь, но у нее не очень большая зона покрытия, - комментирует пресс-служба РЖД. - Как только у нас появится единая радиоволна, у РЖД появится возможность полноценного использования радиосвязи". РЖД давно говорит о необходимости специального канала связи. В июне прошлого года проблемой занялся вице-президент РФ Сергей Иванов в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в главный вычислительный центр РЖД.
Стандарт GSM-R позволяет обеспечить передачу голоса и данных, а также создавать системы безопасности и управления перевозочным процессом. "Во всей Европе железные дороги оборудованы системами GSM-R, и наши поезда, следующие в западном направлении, оказываются в неравных условиях, - признает первый заместитель начальника АНО "Радиочастотный центр Министерства обороны" Юлия Волкова. – Думаю, переход российских железных дорог на общеевропейский стандарт связи положительно скажется на их дальнейшем развитии".
В России, в отличие от Европы, до сих пор окончательно не выбрана система для перехода железных дорог на унифицированную цифровую связь. В 2001 г. на опытном участке Екатеринбург - Камышлов протяженностью 153 км было развернуто две сети: GSM-R и TETRA. Поставщиками оборудования выступили Siemens (GSM-R) и Rode & Schwarz (TETRA). По результатам испытаний российские эксперты пришли к выводу, что обе системы имеют право на жизнь и у каждой есть свои преимущества и недостатки. В то же время, масштабное решение на базе TETRA может оказаться более затратным, нежели развертывание системы GSM-R. Уже тогда некоторые представители министерства путей сообщения заявляли, что вероятнее всего чаша весов склонится в пользу GSM-R.
А в октябре прошлого года заместитель начальника Октябрьской дирекции связи филиала "ЦСС" ОАО "РЖД" Дмитрий Пронин в докладе на форуме мировой TETRA-Ассоциации упрекнул поставщиков в утаивании от заказчиков информации об особенностях TETRA-систем (см. обзор журнала "Стандарт"). Использование системы TETRA потребует дублирования линий связи, например, чтобы обеспечить скоростное движение на линии Петербург-Хельсинки. Финны используют питание переменным током и поездную связь на базе стандарта GSM-R. Поэтому на скоростной линии Москва-Петербург должен пойти скоростной электропоезд постоянного тока и поездной связью на базе TETRA, а на линии Москва-Хельсинки и Хельсинки-Петербург поезд двойного питания и двойной связи.