Комплекс разработан, прошел испытания и в настоящее время внедрен в опытную эксплуатацию на предприятии ЗАО «Осташковский кожевенный завод» (ОКЗ). Новая система позволила ОКЗ наладить автоматическую маркировку и сквозной учет выпускаемой продукции - от производственной линии до отгрузки заказчику; в несколько раз увеличить скорость обработки продукции на складе; свести к минимуму негативное влияние «человеческого фактора» на всех операциях; добиться практически стопроцентной надежности идентификации технологических документов и объектов учета (листов кож, пакетов и упаковок); сформировать учетную базу данных по продукции, позволяющую получить детальную и точную информацию о любом изделии и его состоянии. Кроме того, появление средств автоматической идентификации (этикеток с двумерным штриховым кодом) на продукции ОКЗ повысило ее конкурентоспособность, поскольку теперь заказчики могут интегрировать с ОКЗ свои логистические процессы и снизить издержки, связанные с учетом товаров в своих информационных системах.
Основная сложность задачи учета в кожевенном производстве связана с тем, что существенные характеристики продукции частично являются общими для всей партии и известны заранее, т.к. определяются параметрами сырья и производственного процесса. В то же время, другие характеристики (например, площадь листов кожи) отражают индивидуальные особенности каждой единицы продукции и становятся известны позже – при индивидуальном измерении на соответствующем оборудовании. Все эти параметры – и общие, и индивидуальные – должны сохранять привязку к изделию на всем пути дальнейшей обработки: при первичной упаковке и последующей многократной перекомплектации, в складских операциях, при проведении ревизий и при отгрузке заказчику, в системе управления качеством и при анализе эффективности производства. При традиционной организации учета продукция ОКЗ не имела индивидуальных признаков, по которым можно было бы однозначно идентифицировать каждый экземпляр. Такая идентификация осуществлялась вручную – по документам и на основе фиксации расположения в технологической упаковке. Причем идентифицировать продукцию, находящуюся вне упаковки, можно было только приблизительно, по её внешнему виду и нанесенному значению площади. Вне упаковки терялись такие важные ценообразующие характеристики, как: сортность, расцветка, толщина, вид отделки, природа и партия сырья. Соответственно, учет не только являлся исключительно трудоемким, но и провоцировал появление множества ошибок, особенно в ходе многократной перекомплектации и сборки продукции для потребителя.
В новой системе все эти проблемы полностью решены, при этом для идентификации изделий и их привязки к бумажной документации используются двумерные штриховые коды, позволяющие закодировать всю необходимую информацию, добиться практически абсолютной точности учета и сделать систему технологичной, задействовав в ней относительно недорогое стандартное оборудование. Кроме того, использование штриховых кодов позволило эффективно интегрировать бумажный и электронный документооборот, автоматизировать обработку и учет движения продукции внутри предприятия, на складе и при отгрузке продукции потребителям.
Комплекс состоит из нескольких автоматизированных рабочих мест (АРМ). На первом АРМ создаются электронные «Паспорта партий» и распечатываются их бумажные копии. Последние передаются на АРМ измерения и маркировки, который непосредственно взаимодействует с аппаратурой самого измерительного стенда. Использование бумажных копий позволяет этим АРМам работать автономно, без постоянной связи с центральной БД – вся необходимая информация о характеристиках партии товара считывается из штрихового кода. АРМ измерения и маркировки укомплектован различными техническими средствами: сканером двумерных штриховых кодов, лазерным принтером для печати технологических документов (фактур и закладок), промышленным принтером этикеток для печати маркировочных этикеток листов кож. При каждом измерении экземпляра продукции информационная система в режиме реального времени печатает индивидуальную этикетку листа кожи с уникальным серийным номером изделия, информацией о партии и основными характеристиками изделия (площадью, расцветкой, отделкой, толщиной, артикулом и пр.). Эта этикетка становится надежным идентификатором экземпляра продукции на всех этапах его дальнейшей обработки.
Кроме того в системе предусмотрены гибкие средства идентификации пакетов и упаковок, где также используются двумерные штриховые коды, и средства автоматического формирования и печати соответствующих документов. Все системы маркировки (листов кож, упаковок и пакетов) взаимоувязаны, что упрощает учетные процедуры и повышает их гибкость. Например, приемка продукции на складе может производиться по любому идентифицирующему документу (для упаковки или пакета) или по этикетке конкретного экземпляра листа кожи.
АРМы складских работников - это интегрированные в информационную сеть завода через беспроводной интерфейс Wi-Fi мобильные компьютеры класса Netbook с подключенными к ним сканерами двумерных штриховых кодов. Каждое рабочее место позволяет выполнять полный набор складских операций: приемку продукции, ее перекомплектацию, отгрузку и инвентаризацию. При этом ни одна операция не требует повторного ввода информации в систему, а по мере их выполнения комплекс автоматически отслеживает целостность и непротиворечивость информации, формирует полный комплект сопроводительных технологических документов. Отметим, что на документы, выдаваемые потребителю, также нанесен двумерный штрих-код, позволяющий быстро внести соответствующие данные в информационную систему.
Применение двумерных штриховых кодов позволило значительно повысить технологичность операций идентификации. Такие коды надежно считываются при любой ориентации маркировки относительно сканера, через несколько слоев упаковочной пленки и содержат значительный объем информации.
«Конкуренция на рынке предприятий легкой промышленности сегодня исключительно остра. Перестроив технологию учета продукции, «Осташковский кожевенный завод» получил существенные преимущества, причем не меняя технологию производства и оборудование, а только за счет применения информационных технологий, - говорит Александр Поляков, генеральный директор Технологического интегратора «Сервис Плюс». – При этом преимущества связаны и со снижением затрат, и с ускорением процессов, и имеют имиджевую составляющую. Важно также, что у нашего нового решения большой потенциал тиражирования. По существу, его можно использовать на любом дискретном производстве, где готовая продукция различается по каким-то характеристикам, где нужно отслеживать ее жизненный путь или где законодательство требует поштучного учета».