Незадолго до начала спецоперации российскими военными на территории Украины, в годовом отчете «Яндекса» фигурировали «расширяющееся географическое присутствие» и планы на дальнейшую международную диверсификацию. В презентации, сопровождающей годовой отчет были отражены имиджевые проекты, осуществленные в разных странах: дроны, осуществляющие доставку Groubhub в Университетах США, а также сервис по доставке продуктов в Великобритании и Франции. Также было отмечено, что подразделение «Яндекса» ClickHouse, разрабатывающее системы управления базами данных, было выделено в качестве отдельного бизнеса в США, собрав $300 млн инвестиций.
Однако с 24 февраля ситуация в корне изменилась, и проекты начали массово закрываться и приостанавливаться. В апрельском отчете по первому кварталу компания сообщила, что вынуждена «сократить или остановить инвестиции как в России, так и за рубежом».
Проблемы у Яндекса начались как внутри России, так и в рамках зарубежных санкций. Создатель «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон, работавший в сервисе до 2012 года, заявлял официально, что агрегатор новостей является «ключевым элементом в сокрытии информации», увеличивая долю новостей от государственных СМИ почти в два с половиной раза, с 29% в 2005 году до 73% на начало 2022 года (данные «Новой газеты. Европа»), а также скрывая из поисковой выдачи сайты СМИ, заблокированные правительством РФ.
Официальных санкций «Яндексу» практически не предъявлялось, а в списки попали только позже покинувшие свои посты топ-менеджеры Тигран Худавердян и Аркадий Волож, кроме того, компания постаралась дистанцироваться от новостных сервисов, заявив о продаже ресурсов «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости» холдингу VK в конце апреля.
Однако решения отдельных стран (Латвия, Эстония, Литва) привели к запрету деятельности «Яндекса» на их территории, с обоснованием этого запрета вероятностью утечек персональных данных в сторону спецслужб РФ. Кроме того, инициативу проявили и отдельные организации – NASDAQ, американская биржа, заморозила торги бумагами ряда российских компаний, команда разработки Mozilla Firefox, популярного браузера, исключила «Яндекс» из списка поисковиков, а Дата-центру «Яндекса» в Финляндии пришлось перейти на потребление энергии от дизельных генераторов из-за отказа финской энергетической компании от продолжения партнерства.
Кроме того, пост гендиректора «Яндекса» покинула Елена Бунина, в июньском интервью сообщившая изданию The New York Times, что за границей остаются около 2,5 тыс. российских сотрудников.
Впрочем, с кадрами ситуация начала разворачиваться в обратную сторону. Недавно в компании сообщили, что прекращают ограничения по найму новых работников в России, а до этого было известно об активном найме персонала в Латинской Америке. Стало известно, что с конца февраля в «Яндексе» сосредоточились на развитии сервисов доставки в таких странах, как Чили, Перу, ЮАР, Турция и Сербия. Также технологии прогноза погоды успешно используются в Бразилии и в Мексике. Кроме того, курсы «Практикум» рекламируются в Бразилии, Чили, Эквадоре, Мексике и Аргентине, под тем же брендом, что и в остальных странах – по сообщению руководства компании, «Яндекс» больше года осуществляет тестирование новых рынков, чтобы повысить шансы студентов в любой стране мира на обучение и трудоустройство. Кроме того, в компании сообщили, что доля заказов такси на зарубежных рынках возросла в июне на 27% от совокупного количества, а прибыль с доставки в России и странах СНГ реинвестируется в расширение присутствия компании на международных рынках.
Латинская Америка в этом плане особенно привлекательна для компании, так как наиболее активно нанимала сотрудников в технологические компании во втором полугодии 2021 года, а объем инвестиций по данным Всемирной ассоциации частного капитала (GPCA) составил за 2021 год $15,7млрд. Намерения «Яндекса» по выходу на рынки этих стран озвучивались еще в 2011 году. С октября 2015 года в Бразилии и Мексике раньше, чем в России, появился Yandex Launcher — оболочка, заменяющая стандартный интерфейс телефонов на Android, пользовавшаяся большой популярностью, так как охватывала все сегменты смартфонов, включая низкие ценовые диапазоны. В 2018 году компания озвучивала планы по внедрению в Бразилии сервисов интернет-поиска и интернет-рекламы.
Рынок Перу в сфере интернет-торговли показывает рост больший, чем в среднем по миру. По итогам 2021 года рост составил 28%, до $4 млрд, в среднем ожидается, что с 2021 по 2025 год среднегодовой рост рынка составит около 8%, что превышает ожидания по среднемировому росту на 6%. Аналогичный рынок в Чили оценен в $7,2 млрд, с приростом за 2021 год на 23%. При этом в Чили обострилась конкуренция в сфере доставки готовой еды: сейчас там делят рынок китайский агрегатор такси Didi, заявивший о себе с февраля, а также уругвайская PedidosYa, колумбийская компания Rappi и американская UberEats. Didi также не оставляет без внимания и другие страны Южной Америки: недавно доставка была запущена в Перу, а кроме того, уже работает в Мексике, Бразилии, Коста-Рике, Колумбии и Доминиканской республике.
В отрасли метеорологии конкурентами «Яндекса» является Grupo Climatempo — бразильское подразделение норвежской StormGeo, объединившаяся с марта 2021 года с бразильской Somar Meteorologia, и считающаяся на сегодняшний день одной из самых инновационных компаний с ежемесячной аудиторией порядка 20 млн человек.
В целом, Латинская Америка пока не готова вводить ограничительные санкции против России, несмотря на то, что в марте осуждение действий РФ было поддержано Аргентиной, Бразилией, Чили, Колумбией, Эквадором, Мексикой Уругваем и Парагваем. Воздержались Куба, Боливия, Сальвадор и Никарагуа. При этом бренд «Яндекса» не является общеизвестным, и из-за этого не ассоциируется с Россией, что может быть позитивным фактором в сложившихся политических обстоятельствах.
Эксперты полагают, что «Яндекс» предпочтет выходить на рынки Южной Америки не с основными сервисами, а будет пытаться продвигать услуги в незанятых сегментах, под которые можно привлекать больше инвестиций, отмечая в этом контексте перспективность развития «Практикума», так как рынок частного образования в этом секторе значительно шире, чем российский.