В состав экспертной комиссии вошли представители крупнейших интернет-площадок, отраслевые ассоциации и представители Роскомнадзора. Председателем комиссии назначен Андрей Воробьев, директор по связям с общественностью и взаимодействию с органами государственной власти RU-CENTER Group, член Правления РАЭК.
В ходе встречи эксперты определили направления работы и озвучили ряд вопросов, которые должна будет решать комиссия. Ее основными задачами определены рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с определением количества пользователей сайтов, подготовка предложений по совершенствованию механизмов определения посещаемости интернет-ресурсов, а также анализ правоприменительной практики реализации положений ст. 10.2 закона «Об информации…» (№149-ФЗ). В ходе обсуждения было решено также пригласить к участию в работе комиссии представителей блогерского сообщества и авторитетных отраслевых экспертов в случае, если возможные конфликтные ситуации, связанные с применением закона, будут затрагивать вопросы, выходящие за пределы определения посещаемости ресурсов.
Новый закон впервые вводит в российское законодательство понятие “блогер". Это лицо, размещающее открытую для всеобщего доступа массовую информацию на персональном сайте (странице) в сети «Интернет», если суточная аудитория доступа к такому сайту (странице) составляет более 3 000 (трех тысяч) посещений. Все блогеры, попадающие под это определение, обязаны обеспечивать соблюдение законодательства РФ. Также 97-ФЗ вводит понятие организатора распространения информации в сети Интернет (интернет-площадки, блог-хостинг платформы и т.д.).
Согласно структуре Закона – посещаемость блога определена в подзаконном акте «Методика определения количества пользователей̆ сайта или страницы сайта в сети Интернет в сутки в целях реализации положений Закона»:
«В целях определения количества посещений сайтов и (или) страниц сайтов в сети „Интернет“, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети „Интернет“, под посещением пользователя понимается факт однократного в течение суток обращения уникального пользователя к сайту и (или) странице сайта в сети „Интернет“, и включающий его полную загрузку в браузер пользователя, просмотр или иные пользовательские действия в течение не менее 15 секунд, за исключением обращения и загрузки технических страниц серверов».
Данная формулировка посещаемости была согласована с экспертами Рунета и предполагает защиту от ботов, накруток и многократных заходов. А также предполагает возможность использования любого из популярных веб-счетчиков, представленных на рынке, в том числе бесплатных, чьи технические характеристики и методика подсчета соответствуют данной методике. В случае, если блог или страница является аккаунтом одной из массовых социальных сетей/блог-платформ, у владельца блога наверняка нет возможности установить такой веб-счетчик. В этом случае все запросы относительно посещаемости такого ресурса будут поступать администрации социальной сети, и они будут самостоятельно давать ответы на них, изучая посещаемость ресурса согласно Методике, заложенной в законе.
Помимо этого Законом также предусмотрена процедура «ручного определения посещаемости» в спорных или непрозрачных случаях. Эта задача как раз и ложится на созданную в рамках реализации закона №97-ФЗ Экспертную комиссию.
Напомним, что РАЭК приняла самое активное участие в формировании начального состава этого экспертно-консультативного органа при Роскомнадзоре. Были предложены кандидатуры из числа профильных подразделений РАЭК, из числа отраслевых экспертов - http://iamblogger.ru/comission/, предложены подходы к формированию Регламента работы комиссии и повестки встреч. В июле 2014 года Ассоциация электронных коммуникаций (НП “РАЭК”) при поддержке ряда игроков Рунета реализовала информационный проект http://ЯБлогер.рф, цель которого – разъяснить основные положения закона, ответить на все возникающие в связи с его вступлением в силу вопросы, подготовить аудиторию блогеров и организаторов распространения информации к вступлению закона в силу и постараться минимизировать любые негативные последствия как для пользователей, так и для площадок. Кроме того, 22 июля в партнерстве с Rambler&Co организовала и провела специальное мероприятие под названием “День Блогера”.