В конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» приняли участие более ста преподавателей вузов и школ, студентов и аспирантов, разработчиков отечественного ПО и вычислительной техники, представителей ассоциаций российских производителей программного обеспечения и экспертов отрасли из России и стран ближнего зарубежья. Мероприятие традиционно стало «смотром» российских достижений в области цифровизации системы образования на основе свободного ПО.
Открывая конференцию, Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО», отметил: «Сегодня мы наблюдаем огромный интерес образовательных организаций к отечественным программным и аппаратным решениям. Радует, что искреннюю заинтересованность в применении и разработке программных продуктов на основе СПО проявляют не только преподаватели, но и молодежь – студенты, аспиранты школьники. Российские решения стали восприниматься ими как естественные, неотъемлемые компоненты окружающей цифровой среды. Значит, у российских решений есть отличные перспективы для широкого распространения и развития».
В докладах и дискуссиях прозвучали главные задачи и проблемы, которые надо решить совместными усилиями системы образования и отрасли ИТ при активной поддержке государства. По мнению участников, в ближайшее время необходимы следующие шаги.
Разработка системы развития цифровых навыков. Работодатели, образовательные организации и учащиеся нуждаются во взаимной увязке и взаимодополнении курсов и образовательных программ разных авторов, а также в инструменте эффективного поиска необходимых курсов. По заказу «Базальт СПО» ученые факультета ВМК МГУ под руководством профессора Владимира Сухомлина провели НИР, в которой проанализировали современные методики и стандарты классификации и описания профессиональных навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Одна из таких методик – SFIA (Skills Framework for the Information Age). На основе НИР разработана «Система развития цифровых навыков» (СРЦН), ее результаты изданы в виде книги. СРЦН будет полезна высшей и средней школе для разработки образовательных курсов, а работодателям – для формирования профессиональных ролей сотрудников.
Интенсивное внедрение в образовательные процессы свободного программного обеспечения.Преподаватели вузов, колледжей и школ рассказали, что работа с СПО стимулирует любознательность и творческий потенциал учеников, дает возможность знакомиться с внутренним устройством программ, совершенствовать код, экспериментировать с настройками. Такой подход позволяет растить людей, способных создавать инновационные технологии. Артем Проскурнев, учитель информатики Московской школы № 830, предложил сделать обязательным изучение СПО в школе, а умение им пользоваться проверять на Государственной Итоговой Аттестации. Преподаватели РГСУ считают необходимым разработать типовую методику обучения информатике на основе СПО и комплект учебно-методических материалов.
Широкое распространение по вузам и школам страны лучшего опыта внедрения СПО в образовательные процессы. Образовательные организации не торопятся переходить на СПО: педагоги опасаются лишиться привычных программ и возможностей. Андрей Иванов, преподаватель информатики среднеобразовательной школы села Усениново, на собственном опыте убедился: производители российских ОС упростили процедуру установки; есть много свободных программ для организации учебного процесса; файлы MS Office практически без проблем читаются LibreOffice. Проект А. Иванова «Создание компьютерной анимации и другие примеры использования свободного программного обеспечения в образовательном учреждении» стал призером Всероссийского конкурса «Операционная система «Альт» в образовательной организации». Другим победителем конкурса признана работа Дениса Диденко, преподавателя «Щёлковского колледжа». Вместе с учениками он создает web-документы и сайты на основе СПО. В ЛЭТИ используют СПО при создании международного виртуального научно-образовательного кластера. В БрестГТУ студенты разработали курс по изучению платформы оркестрации контейнеров Kubernetes с открытым исходным кодом.
Необходимо активно вовлекать студентов ИТ-специальностей в реальные проекты разработки программных продуктов на основе СПО. Причем дать им возможность проводить научные изыскания и воплощать их в новом функционале. Такой подход практикует компания «Процессные технологии», которая разрабатывает свободную систему RunaWFE Free для управления бизнес-процессами. Аналогично построен совместный проект компании Embox Ltd. и математико-механического факультета СПбГУ по созданию свободной ОС реального времени Embox. Российский государственный социальный университет совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН реализует несколько проектов на базе свободного ПО. Например, прибор «Гомеостат» для оценки сплоченности членов малых групп. Он может применяться в космонавтике, медицине, спорте, военной сфере. Студенты-магистры ВятГУ под руководством преподавателей разработали свободную систему математического моделирования Simfor. В подобных проектах студенты создают код под свободной лицензией, поэтому смогут продемонстрировать его будущему работодателю или даже организовать стартап.
Надо создавать инновационные площадки для развития у школьников и студентов цифровых навыков.Площадки требуется оснастить новейшим оборудованием и программным обеспечением (предпочтительно российским), и применять современные образовательные технологии. Об одном из таких начинаний рассказал Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»: «При активном участии Ассоциации в 34 пилотных школах столицы стартовал проект по организации ИТ-классов. Школьники будут осваивать отечественный софт и получать знания по основам моделирования бизнес-процессов, архитектуре информационных систем, созданию искусственного интеллекта, средствам защиты и другим направлениям. При участии российских ИТ-компаний будут проводиться стажировки и хакатоны, разбор реальных кейсов, мастер-классы». На базе средней школы села Квашёнки (Талдомский район) в рамках федеральной программы создана площадка «Точка роста». Дети изучают школьный курс информатики, занимаются программированием, компьютерной анимацией, 3D-моделированием, инженерным дизайном.
Очень важно обратить внимание регуляторов на необходимость усилить государственный контроль над соблюдением нормативной базы и стандартов, связанных с применением ИТ в образовании. Нарушения допускают даже госорганы, которые обязаны строго следовать букве закона. Об этом упомянули Игорь Воронин, создатель образовательной платформы робототехники УМКИ, и Дмитрий Слинкин, преподаватель Шадринского государственного педагогического университета. Например, вопреки национальному стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, при регистрации на олимпиады принимаются документы только форматах MS Office. А конкурсы по робототехнике (например, KidSkills) проводят с использованием дорогостоящей импортной платформы, которую можно программировать только из Windows.
Требуется активно внедрять в ИТ-инфраструктуру учебных заведений вычислительную технику с российскими процессорами. Цифровая среда учебных заведений должна строиться на отечественных программно-аппаратных платформах. Это обеспечивает технологическую независимость вузов и школ, позволяет подготовить специалистов, владеющих навыками работы с российскими программными продуктами и компьютерами. Но стоимость компьютеров с российскими процессорами пока достаточно высока. На базе ОС «Альт» и компьютеров «Эльбрус 801-РС» разработано решение для развертывания на одной рабочей станции до трех полноценных рабочих мест. «Очевидная выгода – экономия на стоимости системных блоков: вместо тридцати может оказаться достаточно пятнадцати или даже десяти», – отметил Михаил Шигорин, ведущий специалист «Базальт СПО». Системы поставлены в несколько детских технопарков «Кванториум».
На базовой кафедре АДЭ во МТУСИ «Технологии электронного обмена данными» в сотрудничестве с «Базальт СПО» и МЦСТ создан модуль ТОМИИТ, снабженный учебно-методическими материалами и комплектом лабораторных работ. Его можно использовать в качестве типового в профильных вузах.
Андрей Черепанов, начальник отдела тестирования и техподдержки «Базальт СПО», рассказал о ключевых особенностях недавно выпущенного дистрибутива «Альт Образование 9.0». В частности, он доступен теперь для компьютеров с процессорами «Эльбрус», Huawei, Intel, одноплатных Raspberry Pi 3 и NVIDIA Jetson Nano. Использование недорогих одноплатников позволяет экономно нарастить ИТ-инфраструктуру, а «Эльбрусов» – решить задачу импортозамещения.
На конференции была развернута выставка, где демонстрировались рабочие места, оснащенные компьютерами на базе процессоров «Эльбрус», «Байкал-М» и «Байкал-Т», одноплатными компьютерами под управлением операционных систем «Альт».
Видеозаписи докладов и презентации постепенно выкладываются в открытый доступ (следите за информацией на сайте https://www.basealt.ru/).