Общий объем корпоративных венчурных инвестиций в IT-индустрию в четвертом квартале этого года в России может составить $18 млн, а по итогам года достигнуть $151,3 млн, оценивает аналитический центр TAdviser (исследование есть у “Ъ”). В 2017 году объем таких инвестиций достигал $246,6 млн, а в 2016 году — $178,6 млн. Несмотря на снижение объемов, интерес корпораций к стартапам растет, подчеркивают в TAdviser. Это проявляется в увеличении числа сделок, тогда как объем инвестиций зависим от отдельных крупных покупок, как, например, приобретение Mail.ru Group сервиса Delivery Club за $100 млн в 2016 году, поясняет главный редактор TAdviser Александр Левашов.
Лидерами по количеству сделок за период отчета (2016–2018 годы) TAdviser называет Сбербанк, Mail.ru Group и АФК «Система», несмотря на то что фонд последней Systema_VC формально не считается корпоративным. Традиционная корпоративно-венчурная стратегия отличается в первую очередь тем, что стартапы стимулируют основной бизнес корпорации, тогда как стратегия венчурных фондов предусматривает долгосрочные (от трех до семи лет) инвестиции без цели контроля и с исключительной задачей продать актив значительно дороже цены приобретения, указывается в исследовании.
Традиционно много сделок закрывается именно в ноябре—декабре, и по целому году цифра будет отличаться, уверен управляющий партнер АФК «Система» Алексей Катков. Он называет этот рынок «по-прежнему перспективным», отмечая, что «санкционный режим создал благоприятные условия для импортозамещения». В Сбербанке от комментария воздержались.
Годовой объем корпоративных венчурных инвестиций легко может покрыть даже одна крупная покупка, согласен начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Он также согласен, что интерес к проектам в области IT-индустрии, напротив, растет, но отмечает, что в России мало крупных проектов, интересных гигантам. «Никто не будет покупать компанию, которая сейчас продает на 10 млн руб., если через два года при небольших инвестициях она не даст выручки, условно, в 200 млн руб.»,— говорит он. Сделки крупных игроков носят пока эпизодический характер: так, в 2017 году Mail.ru Group приобрела ESForce за сумму, которая может достигнуть $120 млн.
Отсутствие активных, покупающих молодые компании стратегов, а также сделок по выкупу акций ранних инвесторов остается негативным фактором, который сдерживает развитие венчурного рынка в стране, добавляет вице-президент по инвестициям группы компаний «Ланит» Денис Ситников. По его мнению, венчурный рынок в России «мало развит в его классическом понимании, когда компания делает несколько раундов инвестиций, показывая улучшение операционных показателей, и увеличивает свою ценность от раунда к раунду». В большинстве случаев в России инвесторы, которые вложились в компанию на ранней стадии, «вынужденно продолжают в нее инвестировать». «Поэтому на рынке наблюдается мало новых сделок. Однако это не значит, что компании не получают финансирование и не развиваются»,— резюмирует господин Ситников.
Рынок корпоративных инвестиций в стартапы имеет важную особенность, напоминает директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев, сделки очень длительны, непубличны и часто не попадают ни в какие исследования. «В стартапы часто инвестируют непосредственно акционеры частных компаний, по сути, играя роль корпоративного венчурного фонда. Мы во ФРИИ знаем примерно о десятке таких сделок, находящихся на поздних стадиях подписания»,— отмечает он.
Кристина Жукова