Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора о блокировке мессенджера Telegram. Причем суд удовлетворил ходатайство Роскомнадзора о «незамедлительном» осуществлении данного решения, хотя решение суда еще можно обжаловать в Мосгорсуде.
В качестве третьего лица к делу была привлечена Федеральная служба безопасности (ФСБ). А юристы правозащитной организации «Агора», представляющие интересы Telegram, просили суд перенести рассмотрение дела: юристам необходимо было изучить материалы дела. Кроме того, Telegram является иностранной организацией, что требует определенных процедур для участия в суде.
Суд ходатайство о переносе рассмотрения дела отклонил. После чего владелец Telegram Павел Дуров запретил своим юристам участвовать в данном процессе, чтобы «не легитимизировать откровенный фарс своим присутствием».
В Роскомнадзоре заявили, что блокировка Telegram будет осуществляться «в рамках действующего законодательства» после получения решения суда.
Напомним, в 2014 г в России был принят «антитеррористический» пакет закнопроектов, соавтором которого была депутат Ирина Яровая. Закон, в том числе, ввел понятия организатора распространения информации в сети интернет (ОРИ). К таковым относятся любые сервисы, обеспечивающие пользователям интернета возможность общения, за исключением сайтов для личных и семейных нужд.
Поначалу от ОРИ требовали регистрировать в специальном реестре Роскомнадзора, хранить на территории России переписку российских пользователей сроком полгода и передать эти данные правоохранительным органам.
В 2016 г был принят новый «антитеррористический» пакет, со-автором которого снова выступила Ирина Яровая. Требования к ОРИ были расширены: их обязали хранить на территории России переписку российских пользователей уже в течение года, а с лета текущего года они будут должны хранить и содержимое самой переписки сроком до полугода.
Кроме того, если ОРИ применяет технологию end-to-end-шифрование (шифрование сообщений происходит путем обмена ключами межу пользователями), то ключи для дешифровки таких сообщений должны быть переданы ФСБ. Это требованию как раз относилось к Telegram, который первым применил данную технологию в своих «секретных чатах»
Поначалу в реестре ОРИ, который ведет Роскомнадзор, регистрировались только российские сервисы. Но с начала 2017 г. в нем стали появляться и иностранные ресурсы. Также служба начала первые блокировки не самых популярных в России мессенджеров из-за отказа регистрироваться в реестре ОРИ.
Дело дошло и до Telegram. Мессенджер не хотел регистрироваться в реестре ОРИ, в связи с чем летом прошлого года Роскомнадзор пригрозил блокировкой. Глава надзорного ведомства Александр Жарова лично обратился к Павлу Дурову с просьбой зарегистрироваться в реестре, отметив, что для этого необходимо лишь предоставить свои контактные данные.
Дуров согласился предоставить контактные данные Telegram, добавив, что никакую переписку пользователей передавать спецслужбам он не намерен. На тот момент ситуация была разряжена.
Но, войдя в реестр ОРИ, Telegram взял на себя обязательства, изложенные в законе. Уже осенью ФСБ потребовала от Telegram передать службе ключи для дешифровки сообщения ряда пользователей. В связи с отказом это сделать ФСБ составило акт об административных правонарушениях в отношении Telegram, после чего Мещанский районный суд Москвы оштрафовал мессенджер на 800 тыс руб.
Юристы Telegram попытались оспорить в Верховном суде приказ ФСБ, регламентирующий порядок предоставления ключей для дешифровки трафика. Но в конце марта иск был отклонен. Также группа пользователей Telegram пыталась подать коллективный иск в Мещанский районный суд, требуя признать незаконным запрос ФСБ о предоставлении ключей шифрования. Но иск не был принят к рассмотрению.
После этого Роскомнадзор потребовал от Telegram исполнить требования, которые обязаны исполнять ОРИ. Затем, в связи с отказом Telegram от исполнения этих требований, Роскомнадзор обратился с иском в суд, который сейчас и был удовлетворен.
Пользователи Telegram уже давно начали готовиться к возможной блокировке мессенджера и искать способы обхода будущих ограничений путем использования различных прокси-сервисов, VPN и т.д. Рассматривались также варианты ухода в другие мессендежры. В то же время telegram – это не только мессенджер, но и платформа для каналов, многие которых стали популярны и начали монетизироваться.
Юрист правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, представляющий интересы Telegram, заявил, что решение суда доказывает безопасность Telegram: «контора» его не читает. Действия же суда подталкивают сотни тысяч российских пользователей к изучению прокси-сервисов и VPN, а также увеличивает число «хейтеров» власти на миллионы человек.
Также, по мнение Чикова, произошедшее показывает, что «судебная система истово обслуживает интересы властей, даже не заботясь об элементарных внешних приличиях», а России «отнесена к странам, где торжествует человеконенавистничество, рубят с головы и воюют с прогрессом и свободой слова».
Авто популярного Telegram-канала «Незыгарь» заверил, что он не будет менятьп лоащдку,а сама блокировка Telegram пойдет только на пользу русскому сегменту мессенджера. «В результате блокировки Telegram очиститься от каналов с низким качеством контента, а telegram-каналы станут еще более свободными, злыми и информативными», - считает «Незыгарь».
А журналист «Эхо Москвы» и популярный блогер Александр Плющев осудил тех, кто думает о переходе из Telegram в другие мессенджеры, например, «ВКонтакте» и Tam-tam. «Ну разве не от них мы бежали сюда,в мир без реплаев и комментариев, а также без товарщиа майора в бэкофисе?, - задался вопросом Плющев. - Разве аудтория telegram настолько тупа, что разойдется по «Одноклассникам» после первого окрика? Начинается же самое настоящее подполье и самиздат, и те, кто здесь останутся и будут читать, и есть наша самая стойкая, самая умная и продвинута, самая смелая и качественная аудитория».
Отметим, что ранее министр связи Николай Никифоров высказывал удивление ажиотажем вокруг возможной блокировки Telegram. Он указывал, что Telegram хотя бы есть в реестре ОРИ, в то время как другие мессенджеры – Facebook, WhatsApp и Viber – даже отсутствуют в нем, а значит, «к ним еще больше вопросов и они куда более интереснее»