Поправки к законам "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" внесены в Госдуму в середине февраля председателем комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что "в положениях федеральных законов не конкретизировано, что права судебного пристава по сбору и обработке информации в отношении должника и принадлежащего ему имущества распространяются также на физических лиц, что осложняет работу приставов при получении информации в некоторых органах и организациях".
Летом прошлого года ФССП попросила Минкомсвязи оказать воздействие на операторов, чтобы последние активно делились сведениями о своих абонентах со службой. Приставам сведения об абонентах-должниках необходимы для списания средств с их счетов, например, по уплате штрафов и задолженностей. Операторы отказывались, утверждая, что предоставлять такие сведения они могут только с письменного согласия абонентов. Кроме того, указывают операторы, средства с лицевого счета абонента в счет оплаты третьих лиц не могут быть списаны. "Деньги на абонентских счетах принадлежат не абоненту, а оператору — это плата за услугу связи",— поясняет директор по правовым вопросам "МегаФона" Анна Горяинова. Ситуацию запутала противоречивая судебная практика: решения судов выносились как в пользу приставов, так и в пользу операторов.
По мнению партнера компании Salans Виктора Наумова, если операторов законодательно обяжут предоставлять персональные данные абонентов, у приставов появится законное основание для подобных запросов. "Раскрытие номера телефона может привести как просто к выходу на связь с должником, так и к безакцептному списанию денежных средств со счета абонента",— отмечает господин Наумов. В то же время управляющий партнер юридической компании "Сенешаль Нейман" Лейла Нейман считает, что если поправки будут приняты, то возникнет противоречие с законом "О связи". Согласно статье 53 закона "О связи", сведения об абонентах и предоставляемых им услугах являются конфиденциальной информацией и третьим лицам ее можно предоставлять только с письменного согласия абонента. При этом статьей 64 закона "О связи" установлен исчерпывающий перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность — ФССП в него не входит. "Поскольку речь идет о федеральных законах, то есть одного уровня, чтобы судебные тяжбы операторов и приставов прекратились, придется править еще и закон "О связи"",— поясняет госпожа Нейман. "Необходимо, чтобы законопроект учитывал положения смежного законодательства, в том числе закона "О персональных данных" и Гражданского кодекса, и четко определял перечень персональных данных и информации, необходимых приставам для исполнения их обязанностей",— отмечает директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская.
Анна Горяинова рассчитывает, что точку в споре между операторами и судебными приставами поставит решение арбитражного суда Москвы. Сегодня он проведет основное заседание по иску операторов "большой тройки" к ФССП, где операторы требуют признать незаконным указание руководства службы, требующего от подчиненных привлекать к административной ответственности сотрудников сотовых компаний, не предоставляющих конфиденциальные данные абонентов по требованию судебных приставов. Если суд встанет на сторону операторов, его решение станет преюдицией (фактом, не требующим доказательства впоследствии), говорит госпожа Горяинова.
Анна Балашова, Александр Малахов