В Единый реестр запрещенных сайтов, который ведет Роскомнадзор, стали включаться интернет-ресурсы, доступ к которым заблокирован по решению судов. По подсчетам CNews, основанным на неофициальной копии реестра, согласно судебным вердиктам было заблокировано 19 ресурсов.
Российские суды в различных регионах уже давно выносят решения о блокировке доступа к тому или иному сайту. Однако такие решения исполнялись только местными провайдерами, в отношении которых и были вынесены вердикты. Правда, если интернет-сайт признается экстремистским, то он включается в Федеральный список экстремистских материалов, но это происходит лишь через несколько месяцев после вынесения решения, кроме того, лишь некоторые провайдеры мониторят данный список, и то вручную.
Единый реестр запрещенных сайтов ведется с ноября 2012 г. В соответствии с принятыми в 2013 г. поправками в Закон «Об информации», в него стали во внесудебном порядке стали включаться сайты с детской порнографией, пропагандой наркотиков и суицида. Позже в закон была добавлена четвертая категория – информация о несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, но блокировок по этой статье до сих пор не было.
В 2013 г. в реестр также стали включаться и сайты с ТВ- и кино-материалами, нарушающими авторское право. Для этого необходимо специальное решение Мосгорсуда о вынесении предварительных обеспечительных мер. Наконец, с 1 февраля 2014 г. Генпрокуратура получила возможность внесудебной блокировки через реестр сайтов с экстремистской тематикой. Что касается судов, то еще в 2012 г. законодатель предусмотрел возможность внесения в реестр сайтов, доступ к которым ограничен решениями судов. Правда, до недавнего времени соответствующего механизма не было.
Но Роскомнадзор давно стремился к тому, чтобы Реестр запрещенных сайтов стал для интернет-провайдеров единой точкой сбора информации о необходимых блокировках, говорит пресс-секретарь ведомства Вадим Ампилонский. Методы сбора информации о решениях судов могу быть различным, например, сами провайдеры могут передавать Роскомнадзору соответствующие данные, добавляет Ампилонский.
После того, как Роскомнадзор получает решение полномочного органа о блокировке сайта, он направляет требование об удалении запрещенного контента владельцу ресурса и его хостинг-провайдеру. Если в течение трех дней ответа не поступает, ресурс добавляется в реестр запрещенных сайтов.
Таким образом, теперь в России заработал механизм централизованной блокировки сайтов по любым основаниям (а не только по тем, что в прямую приведены в Законе «Об информации»). Например, уже сейчас в реестр внесены следующие сайты: ресурс для дог-хантеров; две фирмы с услугами по обналичиванию денег и одна с услугами по уходу от налогов; три украинских сайта, разместивших у себя один и тот же текст о способах дачи взяток.
Кроме того, по решениям судов в реестр были включены целый ряд ресурсов, которые можно заблокировать и во внесудебном порядке. Так, по причинам распространения экстремистских идей в реестр попали: два сайта, разместивших у себя русский перевод книги «Поганка» («пособие» для детей, изданное в нацистской Германии); страница с форума крымской молодежи мусульманского толка, на которой размещена запрещенная книга Мухаммада бин Ауда ас-Са'ави об основах вахабизма; информационный ресурс чеченских сепаратистов и сайт запрещенной в России организации «Хизб Ут-Тахрир».
Наконец, в соответствии с судебными решениями в реестр добавлены сайт, продающий наркотические вещества, и два форума о наркотиках. При этом последние два ресурса и так были в реестре, так как Госнаркоконтроль признал их незаконными.
Для интернет-провайдеров появление процедуры передачи судебных решений интернет-сайтов в реестр значительно упрощает процедуру блокировки. Внося какой-либо сайт в реестр, Роскомнадзор указывает точный адрес страницы с противоправной информацией, IP-адрес ресурса, а также отслеживает ситуацию на предмет попыток сайта изменить свой IP-адрес. А в случае удаления противоправного контента Роскомнадзор удаляет ресурс из реестра.
«Мы давно выступали за включение в реестр сайтов, заблокированных по решению различных судов: это добавляет прозрачности процессу блокировки, - говорит координатор проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк. – Роскомнадзор должен был начать вести соответствующую базу данных еще в 2012 г., но, видимо, у ведомства не доходили руки до этого».
По мнению Козлюка, было бы неплохо, если бы в реестр добавлялась информация о том, какой конкретно суд принял решение о блокировке.
Игорь Королев