Депутат Госдумы от партии "Единая Россия" и председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн (на фото) во время онлайн-конференции, посвященной итогам развития информационных технологий в России в 2020 г., отметил, что главная задача, над которой в следующем году предстоит работать комитету, - это устранение цифрового неравенства и цифровизация общества. "Это, по сути, ключевые линии нашей работы", - сказал Александр Хинштейн. По его словам, обеспечение качества услуг связи на сегодняшний день не прописано в законе, и, следовательно, ни на какие органы власти не возложены полномочия по контролю за исполнением. Александр Хинштейн предложил на законодательном уровне закрепить параметры качества услуг связи.
Александр Хинштейн отметил, что доступ к услугам связи, интернету - жизненная необходимость для любого гражданина. "Мы видели, как в условиях пандемии коронавируса многие процессы, которые раньше просто бы остановились, функционировали. Школьники и студенты продолжали учебный процесс, большинство компаний перевели сотрудников на удаленную работу, госуслуги были доступны онлайн. Например, люди, потерявшие работу из-за ситуации с коронавирусом, могли подать заявление на повышенное пособие дистанционно, выплаты семьям с детьми также оформлялись без визита в соцорганы, - рассказал Александр Хинштейн. - Очевидно, что большее внимание должно уделяться доступности услуг связи, интернета во всех уголках нашей страны. Вопрос анализа качества связи и формах контроля будет проработан Комитетом по информполитике, информационным технологиям и связи в весеннюю сессию. Совместно с профильными ведомствами - Министерством цифрового развития, Роскомнадзором, а также с привлечением профильных объединений операторов сотовой связи будут выработаны подходы и нормы, которые в дальнейшем могут быть закреплены законом".
Операторы связи выступили против подобных законодательных инициатив. В ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) считают, что нормирование качества услуг связи является избыточным административным барьером, примером неоправданного администрирования в рыночной сфере. "Во всем просвещенном мире вопросы качества связи регулируются рынком. Абоненты принимают решение о пользовании услугами связи исходя из такого критерия, как соотношение цены и качества услуги. Нормирование качества связи допускается только при отсутствии конкуренции, например, для оценки универсальных услуг связи. Такой подход принят в развитых странах, где национальные регуляторы либо самостоятельно, либо при помощи профессиональных организаций проводят мониторинг качества услуг связи и публикуют его результаты. Этими заключениями руководствуются потребители при выборе оператора. Нормирование качества принято только в отдельных странах третьего мира. Не в пользу регулирования говорит и то, что качество услуг связи зависит от множества факторов, включая качество абонентского оборудования и загруженность интернет-сервисов, что не позволяет говорить об объективности оценки качества в каждом конкретном случае", - прокомментировала пресс-служба Tele2.
В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн) согласны: лучшим драйвером для операторов работать над улучшением услуг является конкуренция, благодаря которой при сохранении одних из самых низких цен в мире на связь качество сервиса российских операторов при этом выше, чем в ряде зарубежных стран. "Следует учитывать, что на качество передаваемого сигала влияет много внешних факторов, не зависящих от оператора связи. Вопросы качества услуг связи важно также рассматривать через призму нормативных требований и ограничений, как в части развития инфраструктуры связи и использования радиочастотного спектра, так и в части управления сетями связи", - рассказала пресс-служба "Билайна".
В ПАО "МегаФон" и вовсе уверены, что регулирование в сфере контроля качества связи может нивелировать динамику развития отрасли за последние годы. "Мы считаем, что регуляторные изменения должны рассматриваться как условие для цифровой трансформации отрасли. Регулирование без учета особенностей предоставления сервисов в сетях связи может нанести ущерб развитию телекоммуникационного рынка. Избыточное регулирование может повлечь снижение динамики развития отрасли последних десяти лет и негативно сказаться на темпах проникновения сетей в отдалённые регионы", - прокомментировала Пресс-служба "МегаФона".
В ПАО "МТС" воздержались от комментариев.
Генеральный директор ООО "Спектрум менеджмент" Игорь Гурьянов напомнил, что Роскомнадзор в настоящее время контролирует качество мобильной связи и передачи данных в соответствии с утвержденной министерством методикой и периодически информирует об этом на своем сайте и в СМИ. "Однако данная методика не устанавливает каких-либо требований. Кроме того, у всех операторов в соответствующих лицензиях прописаны требования по покрытию территорий. Введение каких-либо дополнительных требований к качеству услуг связи законодательно считаю нецелесообразным для коммерческих сетей связи, которые функционируют на конкурентном рынке и у пользователя есть возможность выбрать оператора или его сменить с учетом качества предоставляемых им услуг. Действенность конкурентного подхода на телекоммуникационном рынке подтверждается одной из самых низких цен и высоким качеством мобильной связи в мире. Законодательно вводить требования к качеству связи возможно только к сетям связи, которые финансируются из бюджета, хотя эти требования должны включаться в соответствующие госконтракты и контролироваться заказчиком, - считает Игорь Гурьянов. - Для улучшения качества связи государству и законодателям необходимо больше усилий приложить в области обеспечения операторов необходимым частотным ресурсом, а не в области контроля деятельности операторов".
Гендир Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов и его неназванные коллеги по Ассоциации считают, что целеполагание у депутата и руководителя Комитета по информационной политике Александра Хинштейна хорошее, но реально неисполнимое на сегодняшнем уровне развитых инструментальных методов. "Качество, в понимании абонентов, а именно про это хотел бы говорить депутат, на сегодня по факту не измеряемая приборами субстанция. Поэтому качество, с точки зрения потребителей, оценивается по бальной шкале по усредненной оценке пользователей. Для технических задач ряд разных параметров, влияющих на качество можно измерить, но это будет как в миниатюре у Александра Райкина "Кто сшил костюм..." Эти параметры по скорости и прочим параметрам будут соблюдены, а вот клиент будет недоволен", - уверен Сергей Ефимов.
Он отметил, что существует ряд ГОСТов, в законе "О связи" слово качество (в смысле качества услуг связи для потребителя) упоминается одиннадцать раз. "Качество услуг связи, в понимании лицензий, прописано в Приказах профильных ведомств. Но для голосовой связи качество передачи голоса определяется по 5-ти бальной шкале, т.е. измеритель - живой человек. На слух. Если оценка не ниже трех - удовлетворительно. В законы сейчас ничего вносить пока точно нельзя. Это будет как с алкотестом. Закон есть, а применять никак невозможно. Каждая сеть четырех операторов толкается с другой. Соединить их, чтобы улучшить доступность связи в конкретной точке - вот проблема. Законы конкурентного рынка не позволяют превратить это окончательно в естественную монополию. Проблема то в том, что сейчас нужна не скорость доступа к мобильному интернету, а объединение всех точек доступа в одну сеть, чтобы возможность связи была одинаковой и не зависела от того, чья вышка стоит рядом. Четыре оператора борются не за качество, а за деньги и количество клиентов. Вот их цель. Поэтому у нас количество сотовых подключений в 2,5 раза больше населения страны. (т.е. число сотовых действующих аппаратов в 2,5 раза больше населения, включая младенцев) И только потому, что в одном месте хорошо ловит один оператор, а в другом месте - другой. Для оптимальной связи в произвольной точке нужно суметь выйти через любого из четырех операторов. Нужны четырехсимочные телефоны. Или должен быть один общий оператор, который управляет вышками, а потом каждый из четырех операторов связи обрабатывают вызов абонента, полученный от оператора - вышек. Получаем классическую схему. Вышки и сбор сигнала - естественная монополия, а вот обработка, билинг, сервис и т. п. - это много разных операторов", - предложил Сергей Ефимов.
Юлия Мельникова