ТМТ Консалтинг представил рейтинг по услуге ШПД в России по итогам 2020 года
По оценке «ТМТ Консалтинг», на конец 2020 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России достигло 34,6 млн, проникновение превысило 61%. Объем рынка составил 147,7 млрд руб.
В 2020 году именно сегмент населения обеспечил рост рынка ШПД. Востребованность услуги в условиях самоизоляции привела к ускорению темпов роста абонентской базы (рост на 2,6% в 2020 году, в то время как в 2018-2019 гг. темпы прироста составляли 1,7%).
Рост выручки в B2C-сегменте в 2020 году сохранился, но замедлился до 3,1% с прошлогодних 5%. С одной стороны, на динамику рынка негативное влияние оказали операторские акции и спецпредложения, действовавшие в период самоизоляции. С другой стороны, наличие фиксированного ШПД подключения в 2020 году стало необходимостью в связи с переходом части населения к удаленной работе и учебе. Кроме того, такие факторы как миграция абонентов на более высокоскоростные тарифные планы и корректировка операторами стоимости отдельных тарифов привели к небольшому увеличению ARPU в сегменте B2C. В 2020 году ARPU вырос на 3 руб. и составил 360 рублей (по итогам 2019 года – 357 руб.). Вероятнее всего, в ближайшие годы сохранится небольшое увеличение среднерыночного показателя ARPU, тем не менее, нельзя ожидать заметного роста в условиях высокой конкуренции и продвижения пакетных и конвергентных тарифов.
Рынок ШПД B2C – 2020
Источник: «ТМТ Консалтинг»
ТОП-5 интернет-провайдеров по итогам 2020 года формирует 70% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России.
- Лидером по показателям прироста абонентской базы в 2020 году, как и годом ранее, стал МТС. Число его абонентов выросло на 358 тыс. (на 10,3%). Рост происходил как за счет регионов, так и за счет МГТС в Москве и Московской области. В 2020 году МГТС заметно усилил свои позиции на рынке Московской области, вследствие расширения сети на территории региона. Основным драйвером роста абонентской базы остаются конвергентные предложения компании. При этом МТС предлагает пакеты услуг, в которые помимо стандартных телефонии, интернета, кабельного или IPTV входит еще и услуга спутникового ТВ.
- По итогам 2020 года крупнейший российский оператор ШПД «Ростелеком» увеличил свою абонентскую базу на 265 тыс. абонентов (или на 2,2%), таким образом, компания оказалась на втором месте по абсолютному приросту абонентов. В 2020 году «Ростелеком» в B2C-сегменте продолжил развитие в направлении продвижения пакетов, дополнительных сервисов и конвергентных предложений. В связи с экономической ситуацией в 2020 году в целом на рынке сократилась M&A-активность тем не менее «Ростелеком» приобрел ряд региональных операторов, наиболее крупные из которых: «M2C» (Мурманская область), «АТК» (Архангельская область), «Планета» (Екатеринбург и Свердловская область).
- В 2020 году число пользователей ШПД «ВымпелКома» увеличилось на 8,2% (на 214 тыс. абонентов). Оператор продолжил развиваться в направлении конвергенции мобильной и фиксированной связи. Доля клиентов FMC в общей абонентской базе ШПД по итогам года составила 54% (более 1,5 млн абонентов). Кроме того, компания запустила масштабную программу модернизации сети проводного ШПД во всех городах присутствия.
- «ЭР-Телеком» - второй по величине российский оператор ШПД. Размер абонентской базы компании по итогам года близок к прошлогоднему уровню. Компания в 2020 году осуществила ряд покупок локальных операторов: «Новые Телесистемы» (Томск), «Дианэт» (Алтайский край), «Конвекс» (Екатеринбург), «Экран ТВ» (Челябинск). Оператор также реализует федеральный проект по модернизации оптической сети ШПД, который продлится до 2026.
Крупнейшие российские операторы ШПД, 2020
*абоненты фиксированного ШПД в РФ (без учета GNC-Alfa)
Структура российского рынка ШПД, 2020
На насыщенном московском рынке проникновение по итогам 2020 года составило 89%, число абонентов превысило 4,3 млн. Объем рынка – 16,6 млрд руб. Крупнейшими операторами являются МТС (МГТС), «Ростелеком», «ВымпелКом», «Акадо».
Структура московского рынка ШПД, 2020
Тематики:
Интернет, Маркетинг
Ключевые слова:
широкополосный доступ, исследование рынка, TMT Консалтинг