Тоннельный эксклюзив. МТС обеспечат связь на всех перегонах Московского метро

Оператор сотовой связи МТС обеспечил связью все перегоны на Кольцевой линии Московского метрополитена. Этот шаг является первой частью масштабного проекта компании по организации своих услуг на всех перегонах столичной подземки, на что МТС планируют потратить до 2011 года около $100 млн. При этом оператору удалось получить технологический эксклюзив на перегоны – другим игрокам, если они захотят работать здесь, придется либо обращаться к МТС за технической возможностью, либо отказаться от этой идеи.

С 16 октября абоненты МТС на Кольцевой линии Московского метрополитена смогут воспользоваться всем спектром услуг компании, в том числе высокоскоростной передачей данных по технологии EDGE, SMS- и MMS-сообщениями и другими дополнительными услугами. Как отмечают представители оператора, инновационность сервиса в метро заключается в том, что связь МТС стала доступна абонентам непрерывно - не только на станциях, но и в тоннелях Кольцевой линии. Для обеспечения связи в тоннелях МТС используют излучающий кабель, что позволяет организовывать покрытие длинных и непрямых перегонов.

В рамках этого проекта было проложено 40 км излучающего кабеля (длина Кольцевой линии при 12 станциях составляет около 20 км, при этом она располагает двумя тоннелями) и около 80 км оптического кабеля. Кроме того, было также установлено 12 репитеров на станциях, 7 – в тоннелях, и организованы еще 4 базовые станции. Также компания модернизировала существующую базовую инфраструктуру (отметим, что базовые станции оператора не установлены непосредственно в метро, а располагаются в депо). МТС используют в подземке базовые станции от Motorola, а поставщиком излучающего кабеля является Andrew Corp. Работы были начаты в октябре прошлого года,

Работы, проведенные МТС на Кольцевой линии столичной подземки, являются частью более масштабного проекта по обеспечению связи на всех перегонах Московского метро. Вторым этапом проекта станет покрытие тоннелей Замоскворецкой, Сокольнической, Таганско-Краснопресненской и Арбатско-Покровской линий метро. Срок реализации этапа – апрель 2010 года. На третьем этапе – до сентября 2011 года - непрерывной связью будут покрыты Каховская, Калужско-Рижская, Филевская, Серпуховско-Тимирязевская, Бутовская, Люблинская, Калининская, Митинско-Строгинская линии метро.

Как сообщил директор МТС в Московском регионе Сергей Бешев, общие инвестиции оператора в проект покрытия всех тоннелей Московского метрополитена до конца 2011 года составят порядка $100 млн. О том, есть ли в этом смысл, говорят первые цифры, полученные МТС в ходе тестовой эксплуатации на Кольцевой линии: компания получила прирост голосового трафика в объеме 20 % и трафика передачи данных – 15 %.

Напомним, что исторически первой станцией Московского метрополитена, где заработала сеть МТС, в 2000-м году стала «Таганская» на Кольцевой линии. К 2002 году МТС ввели в действие оборудование на всех платформах, переходах и эскалаторах в пределах Кольцевой линии. В 2003 году было начато освоение радиальных линий. В 2002 году было покрыто уже 54 станции, в 2005-м – 85, а летом 2007 года сеть МТС охватила все действовавшие в тот момент 173 станции Московского метрополитена (сейчас общее количество станций – 177), когда завершающим этапом стало развертывание мобильной сети на станции «Международная» Филевской линии. Абонентам МТС в метро доступен весь спектр предлагаемых компанией услуг, в том числе SMS, MMS, EDGE и другие дополнительные сервисы. На сегодняшний день мобильный Интернет (EDGE) доступен абонентам МТС на 158 станциях Московского метрополитена. В ближайшее время связь МТС появится на новых станциях, открытых в 2008 году: на «Трубной», «Сретенском бульваре», «Славянском бульваре», «Строгино».

При этом построенная сеть уже технологически готова к предоставлению услуг связи третьего поколения UMTS, а также мобильного ТВ на базе технологии DVB-H. Сотовые операторы уже неоднократно говорили о том, что 3G в Москве может стартовать именно под землей, а не в самом городе – из-за проблем с частотами (при том, что сети третьего поколения во второй столице – Петербурге – уже работают у всех игроков). Сейчас сотовые операторы «большой тройки» и Министерство обороны проводят натурные испытания на электромагнитную совместимость оборудования для сетей 3G и системы раннего предупреждения о ракетном нападении «Прогноз», и компании ожидают получить частотные присвоения уже в конце этого – начале следующего года.

Как прокомментировали в пресс-службе оператора, пассажиры «подземки» активно пользуются дополнительными сервисами от МТС: доля этих сервисов в трафике в метрополитене составляет 46 % - это в четыре раза больше, чем за его пределами. При этом Московское метро в год перевозит более 2 млрд человек, а пиковая нагрузка в день составляет около 100 млн пассажиров. Дальнейшие перспективы работы МТС в метро – это оплата прохода с помощью мобильных телефонов. Сейчас оператор совместно с компанией «Ситроникс» (напомним, что это поставщик смарт-карт для метрополитена) тестирует специальные SIM-карты, запуск услуги в коммерческую эксплуатацию запланирован на следующий год. Технология, которая используется для решения этой задачи, - NFC (near field communication), которая позволяет двум электронным устройствам обмениваться информацией с помощью радиочастот без физического контакта, на коротких расстояниях (не более 5 см). Для оплаты проезда в метро абоненту достаточно будет приложить к турникету трубку, поддерживающую NFC.

Особенностью проекта МТС по обеспечению связью в перегонах является его эксклюзивность для местного рынка: с технологической точки зрения в метрополитене была возможность организовать только один излучающий кабель, поэтому для других желающих просто не найдется места. «Мы успели вовремя», - так кратко прокомментировал Сергей Бешев вопрос о том, как компании удалось реализовать этот проект. При этом отметим, что работы с излучающим кабелем велись операторами «большой тройки» давно, и изначально предполагалось, что они будут вместе использовать такую инфраструктуру для обеспечения связи в тоннелях. В частности, по данным ict-online.ru, именно на таких началах был реализован первый в России «тоннельный» проект – несколько лет назад МТС, «Билайн» и «МегаФон» организовали кабель в перегоне станций метро «Сенная площадь» - «Гостиный двор» Петербургского метрополитена. Напомним также, что Петербург стал пионером в области проникновения сотовой связи в метро – в 1999 году «Северо-Западный GSM» (сейчас это «МегаФон») обеспечил мобильной связью несколько центральных станций.

Что касается других сотовых операторов Москвы, то у «Билайна» связь доступна более чем на 120 станциях Московского метрополитена. В начале 2009 года компания планирует распространить услуги связи для своих абонентов на всех станциях столичного метро. Абоненты «Мегафона» могут воспользоваться услугами связи примерно на 85 станциях Московского метрополитена. Как сообщили в пресс-службе оператора «МегаФон-Москва», осенью этого года связь у него появилась на станциях метро «Войковская», «Полежаевская» и «Отрадное». Также специально к началу учебного года мобильной связью оснащена станция «Университет». Сейчас оператор работает на более 50 % станций столичной подземки, включая все станции в центре и по кольцевой линии, а также десятки станций по радиальным линиям. По планам оператора, к осени 2009 года в зону действия сети «МегаФон-Москва» войдут все станции московского метрополитена.

Как отмечают специалисты, строительство сотовой сети в метро является сложной инженерной задачей. Радиосигнал не распространяется далеко, его «глушат» извилистые тоннели, разноуровневые переходы на станциях, длинные эскалаторы. Из-за этого приходится использовать специальное оборудование, большое количество антенн (на станции или пересадочном узле их может быть до нескольких десятков) и сотни километров соединительных кабелей. Кроме того, установка оборудования и прокладка кабелей в метро возможна только по ночам, когда в туннелях нет движения поездов, а на станциях – потоков пассажиров. Наиболее сложным объектом для развертывания сотовой сети в Московском метро считается пересадочный узел - станции «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская». Здесь насчитывается шесть разноуровневых выходов на поверхность, двенадцать платформ и множество связующих тоннелей с эскалаторами. На телефонизацию этой транспортной развязки каждый из «тройки» операторов сотовой связи потратил около года.

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: Билайн Москва, 3G, EDGE, МегаФон Москва, МТС Москва