В начале декабря в Москве прошли первые занятия для столичных чиновников, на которых представителей госведомств учили искусству ведения блогов и твитов. Об этом сообщила «Известиям» пресс-секретарь управления госслужбы правительства Москвы Наталья Цымбаленко. В частности, чиновникам рассказали, как реагировать на критические комментарии и бороться с «сетевыми троллями», какие слова можно и нельзя использовать в текстах, как с помощью «атмосферных» постов привлекать аудиторию. В качестве примера на занятиях анализировались посты таких успешных политиков, как глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и президент США Барак Обама. В 2015 году в качестве лекторов для чиновников пригласят топ-блогеров, пишущих на городские темы. Курсы стартовали в Московском городском университете управления. Вуз уже собирает заявки от госструктур на занятия в 2015 году.
— В декабре закончился первый двухдневный курс, в котором принимали участие сотрудники организаций, подведомственных департаменту культуры, — сообщила Цымбаленко. — Всего было восемь человек.
В следующем году, по ее словам, вуз готов обучать 500 человек — если наберется столько желающих. Сейчас университет начинает рассылать в государственные учреждения приглашения. Обучение смогут пройти чиновники, сотрудники организаций, подведомственных московским органам власти (библиотеки, школы), депутаты Мосгордумы.
— Интерес к нашим занятиям проявляют и другие регионы, — сказала Наталья Цымбаленко. — Например, хотят пройти такие курсы пресс-секретари губернаторов и мэров.
По ее словам, обучение будет бесплатным только для московских чиновников, все остальные — представители других регионов — будут оплачивать занятия.
В качестве примеров наиболее успешных политических блогов приводят аккаунты в соцсетях главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова и президента США Барака Обамы.
— Известно, что Обама набрал популярность во многом благодаря соцсетям, — отметила Наталья Цымбаленко. — К примеру, пользователи сетей с помощью микроплатежей собирали ему деньги на предвыборную кампанию. У Рамзана Кадырова в инстаграме 670 тыс. подписчиков и почти 400 тыс. в Facebook — практически как у звезды шоу-бизнеса.
Также на занятиях разбираются посты российского МИДа, у которого около 200 тыс. подписчиков.
Курс состоит из нескольких блоков. Сначала чиновникам рассказывают, какие социальные сети существуют и чем они отличаются друг от друга.
— Например, мы говорим, что «ВКонтакте» — это более молодежная аудитория, а Facebook — более солидная, — сказала Наталья Цымбаленко. — Мы призываем задуматься о целях, которых можно добиться с помощью соцсетей. Раньше о стратегии мало кто думал — странички у чиновников были, но они их заводили обычно потому, что они у всех есть и «так надо». Также мы объясняем, что все соцсети требуют ресурсного вложения. Ведь это не прихоть, а реальный медийный инструмент, и тут требуются специальные знания.
Чиновников учат, как обрабатывать фотографии — например, как их кадрировать, работать со светом. Им рассказывают, какие слова можно использовать в постах, а какие — не стоит.
— Например, нельзя просто выгружать в блог пресс-релизы, не нужно использовать канцеляризмы, к которым так привыкли чиновники, — пояснила Наталья Цымбаленко. — Нас спрашивали, можно ли писать о том, что не относится к работе. Мы объясняем, что нужны и «атмосферные» посты, которые помогают привлечь аудиторию. К примеру, если это библиотека, то перед Новым годом она может выложить пост о том, какие книги хорошо почитать в каникулы с детьми.
Есть отдельный блок по обратной связи и работе с негативными комментариями и сообщениями «троллей».
— Часто негативные сообщения просто удаляют, а это неправильно, — сказала Наталья Цымбаленко. — Потому что удаление комментариев приводит к новому выплеску негатива, и получается замкнутый круг. Мы учим, как вести диалог вежливо, корректно, спокойно, приводить факты и примеры в ответ на сложные вопросы.
Наконец, чиновников обучают, как привлекать подписчиков — причем при условиях нулевого бюджета.
— Годовой бюджет многих коммерческих организаций на продвижение в соцсетях уже приближается к 20 млн рублей, — пояснила Наталья Цымбаленко. — Это большие компании, которые в постах используют качественные фотографии, снимают специально видео, делают инфографику. А у государственных структур обычно нет таких возможностей.
По словам Цымбаленко, к участие в проекте намерены привлечь «профессионалов».
— Мы хотим пригласить и топ-блогеров, — пояснила она. — Не могу сейчас вам дать точный список тех, кто в итоге придет преподавать, но, например, Илья Варламов и Максим Кац часто пишут о городских проблемах, мы бы хотели их видеть у нас.
Муниципальный депутат Максим Кац заявил, что «с удовольствием» возьмется за обучение чиновников азам ведения блогов.
— Начать надо будет с основ — где лучше вести блог, что уместно говорить, чем отличается личный аккаунт от аккаунта твоей службы или департамента, — пояснил он. — Одна из рекомендаций — лично заходить, лично писать простым человеческим языком, не пытаясь выпендриться. Мне кажется, чем больше чиновники разных уровней заходят в интернет, тем больше они имеют связь с реально происходящими вещами в городе, в районе и т.д. Если я могу как-то поспособствовать тому, чтобы они лучше коммуницировали, то я с радостью это сделаю.
По мнению блогера Олега Козырева, сейчас чиновники-блогеры пишут обычно «слишком формальные посты», и это отталкивает пользователей.
— Нередко странички в Twitter ведут не сами депутаты, а их помощники — это обезличивает посты, делает их официальными и неинтересными, — говорит он. — Блог должен отражать личность того, кто его пишет, тогда материал может заинтересовать публику. Однако бывает и так, что, несмотря на предельную открытость блогера, его «дневник» оказывается нечитаемым. Что ж, какая личность — такой и блог. Общество интересуют яркие люди.
Эксперт также отметил, что чиновнику или депутату вести блог несколько сложнее, чем человеку, не связанному с политикой.
— Дело в том, что любое слово может быть воспринято неправильно, не так, как ожидалось, — пояснил он. — В этом смысле блог для чиновника — большая ответственность. Однако ее не стоит бояться. Нет ничего страшного в том, что кто-то из депутатов в социальной сети брякнет что-то не то, что будет негативная критика. Важно, чтобы все понимали — политики такие же люди, и, пытаясь быть открытыми, они могут допустить ошибку.
Политологи считают, что с помощью интернета чиновники смогут найти общий язык только с небольшой частью аудитории.
— Если ставить себе целью наладить диалог власти с москвичами, то этого мало, — сказал замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Большинство жителей столицы в интернете не столь активны и их не очень интересуют посты на тему городской жизни. Но есть активное меньшинство, которое действительно волнует события районного масштаба — нужно или нет организовывать стоянку, строить церковь, торговый центр, перепрофилировать поликлинику и т.д.
По его словам, эта часть аудитории с помощью социальных сетей увлекает за собой людей, собирает подписи, организует акции, и современному чиновнику нужно уметь с ней работать.
— При этом госслужащему не обязательно становиться великим блогером, самым остроумным персонажем Facebook или Twitter, — пояснил Макаркин. — С этими людьми просто надо уметь общаться на их площадке и на их языке.
Отметим, что ляпы в соцсетях могут серьезно ударить по имиджу ведомства и отразиться на карьере самого чиновника. Этим летом громким стало увольнение за нежелательный пост замглавы Минэкономразвития Сергея Белякова. Он лишился должности после того, как извинился за заморозку пенсионных накоплений на своей официальной странице в Facebook.
Активность в блогах вице-премьера Дмитрия Рогозина не раз приводила к скандалам. Например, в 2012 году он прокомментировал выступление Мадонны в поддержку Pussy Riot во время концерта в Санкт-Петербурге: «Каждая бывшая б. с возрастом стремится читать всем лекции о морали». Правда, позже, оправдываясь, он утверждал, что имел в виду не певицу (ее имя в посте действительно не упоминалось), а кого-то другого.
В октябре 2010 года на тот момент губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин выложил фотографию тарелки с червяком, которого он якобы обнаружил во время приема в Кремле. Вскоре после этого помощник президента Сергей Приходько предложил уволить Зеленина «за слабоумие». В июне 2011 года губернатор действительно покинул свой пост.
Светлана Башарова, Наталья Корчмарек