"Ростелеком" планирует создать цифровую платформу для поездок людей по типу Uber и Gett, но с большим количеством видов транспорта. Об этом заявил президент "Ростелекома" Михаил Осеевский в ходе панельной дискуссии ПМЭФ-2017 "Автомобилестроение — новые возможности в борьбе за лидерство на мировом рынке". Как сообщили "Ъ" в "Ростелекоме", компания видит себя оператором платформы "Мобильность как услуга" (Mobility as a Service, MaaS) и транспортных сервисов на ее основе. "MaaS станет интегратором всех видов мобильности: беспилотный и электрический транспорт, такси, каршеринг, общественный транспорт, в том числе пригородные электрички,— сообщили в компании.— Услуга MaaS подразумевают, что пользователь будет получать на свой смартфон готовое решение, как добраться из точки А в точку Б. Маршрут будет выстраиваться с учетом всех доступных видов транспорта и пробок на дорогах". По оценке "Ростелекома", в 2025 году пользователями сервисов MaaS в России станут 50 млн человек, объем рынка составит $58 млрд.
Разработка цифровой платформы будет проводиться в рамках Национального консорциума развития автономного, подключенного, электрического транспорта, пояснил представитель "Ростелекома". Меморандум о намерениях по созданию такого консорциума 2 июня в рамках ПМЭФ-2017 подписали мэр Москвы, главы Минэкономики, Минпромторга, Минтранса, "Ростелекома", КамАЗа, "Соллерса", "Россетей", ФГУП НАМИ, СПбПУ и фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад"".
"Ростелеком" обеспечит развитие ИКТ-инфраструктуры для внедрения беспилотного, подключенного, электрического транспорта и сервисов мобильности. Речь идет о сетях связи пятого поколения, сервисах высокоточного позиционирования, геоинформационного обеспечения, платежной инфраструктуре, центрах обработки данных, средствах для взаимодействия дорожной инфраструктуры, интеллектуальных транспортных систем и автомобиля, а также автомобиля с автомобилем, сообщили в компании.
В консорциум планируют вступить и другие игроки, соответствующее обращение к мэру Москвы поступало от Renault Russia, сообщил "Ъ" собеседник, знакомый с процессом создания консорциума. По его словам, лидером консорциума может стать его наиболее активный участник ПАО КамАЗ и его гендиректор Сергей Когогин. КамАЗ ведет разработку беспилотных транспортных средств, в частности, автобуса ШАТЛ ("Широкоадаптивная транспортная логистика"). Кроме того, представители КамАЗа обсуждали тему беспилотных и подключенных автомобилей с представителями Daimler, добавил собеседник "Ъ".
Внедрение механизма консорциумов для развития новых продуктов зафиксировано в стратегии развития автопрома в РФ на период до 2025 года, следует из документа, разработанного Минэкономики. Стратегия предусматривает финансовые ресурсы на поддержку отрасли в 65 млрд руб. ежегодно с 2016 по 2025 год включительно в ценах соответствующего периода. На новые технологии будет перенаправлена часть субсидий, но это не значит, что субсидии получит КамАЗ, сообщил "Ъ" собеседник в Минэкономики. По его словам, один из самых актуальных вопросов, которые обсуждают участники консорциума,— можно ли использовать иностранное программное обеспечение в беспилотных автомобилях, которые будут производиться его участниками, а также как обеспечить кибербезопасность импортного беспилотного транспорта.
Владислав Новый