Обоснованием для новых инициатив стал полученный положительный эффект, полученный от внедрения предыдущих мер стимулирования развития IT-отрасли. В конце декабря прошлого года Дмитрий Чернышенко заявил на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, что совокупный эффект от мер поддержки IT-отрасли в результате действия первого и второго пакетов мер превысил 49 млрд рублей. Было также заявлено о целесообразности начать разработку третьего пакета мер, чтобы начать их внедрение в 2022 году.
Как заявил собеседник «Ведомостей», в третий пакет мер вошли предложения, которые уже были подготовлены ранее ко второму пакету, но были отложены. По всей видимости, речь идет о льготах для компаний IT-отрасли, использующих рекламную модель при ведении бизнеса или строящих его на получении комиссии со сделок. Такое определение распространяется прежде всего на Интернет-компании со своими маркет-плейсами, а также на агрегаторов IT-услуг.
Первый пакет льгот для IT-отрасли был разработан в 2020 году и запущен в работу с начала 2021 года. Он стал практическим продолжением Закона об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций (№ 258-ФЗ), принятого 31 июля 2020 года.
Пакет включал два основных направления: «налоговый маневр», который предусматривал снижение налога на прибыль с 20% до 3% для ИТ-компаний, и снижение тарифов страховых взносов с 14% до 7,6%. Российские разработчики ПО, которое было включено в Единый реестр российских программ, были освобождены от уплаты НДС при продаже, а также при приобретении маркетинговых услуг на продвижение этих продуктов на зарубежных рынках.
Пакет мер был распространен на российские IT-компании, прошедшие онлайн-аккредитацию в качестве «организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий». В результате действия первого пакета мер существенно выросло количество аккредитованных российских IT-компаний – их стало почти на три тысячи больше. Увеличилось также количество зарегистрированных российских программных продуктов – на четыре тысячи.
Второй пакет мер поддержки IT-отрасли был утвержден Правительством РФ в сентябре 2021 г. Его «дорожная карта» охватывала 62 мероприятия, которые были призваны снизить барьеры, мешающие использованию современных цифровых решений. Меры второго пакета было принято вводить постепенно, часть из них - уже в 2022 г.
Целью внедрения второго пакета были названы: повышение спроса на отечественные ИТ-решения; обеспечение ускоренной цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы; создание комфортных условий ведения ИТ-бизнеса в России.
В рамках второго пакета были выделены 20 мероприятий по выравниванию условий ведения бизнеса в России для международных интернет-корпораций и российских ИТ-компаний. Были подготовлены меры по стимулированию внедрения российских решений на отечественных предприятиях, а также по поддержке экспорта и продвижению российских IT-решений за рубежом.
Еще 42 мероприятия были направлены на стимулирование развития и внедрения российских разработок в конкретных сегментах.
На первом этапе внедрения второго пакета были выделены семь пилотных направлений. В их число вошли: беспилотный транспорт; системы принятия врачебных решений с использованием искусственного интеллекта (ИИ); системы дистанционного заключения договоров с использованием биометрии и сервисы телемедицины. Для экспериментальных разработок в этой области предлагалось снять существующие правовые ограничения и оценить на практике их экономический эффект. Ожидалось, что рост рынка телемедицинских услуг, возникших благодаря введенному правовому режиму, составит «до 40% за год».
В рамках выдвинутых инициатив планировалось ввести инвестиционный налоговый вычет за внедрение отечественных программных и аппаратных решений, обеспечить ускоренную амортизацию программно-аппаратных комплексов, ввести повышающий коэффициент (1,5) к расходам на приобретение российских разработок в сфере ИИ, чтобы позволить российским компаниям платить меньше налога на прибыль при внедрении решений.
В настоящее время пока еще нет полной ясности относительно планируемых мер поддержки, которые планируется предпринять в рамках третьего пакета льгот. Издание «Ведомости» сообщает, ссылаясь на свои источники, что по поручению Чернышенко «будет организована серия стратегических сессий с представителями профильных ассоциаций и компаний – как разработчиков, так и заказчиков российских решений». Профиль бизнеса IT-холдингов не называется, хотя по слухам, это будут компании, связанные с разработкой ПО и использованием Интернета.
Ожидается, что речь идет о таких крупных Интернет-площадках, как AliExpress, Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и других. Известно, что эти компании ведут разработку собственных IT-решений, используемых в их работе. Поэтому они также могут выступать как отечественные разработчики, на которых, согласно логике предыдущих двух пакетов льгот, распространялись льготы. На привлечении таких компаний настаивала еще год назад Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая крупные маркет-плейсы и компании интернет-торговли, но тогда они были исключены из списка поддержки.