Ассоциация ФинТех по поручению Банка России проводит опрос участников финансового рынка на тему целесообразности создания платформы коммерческих согласий. Результаты будут направлены в ЦБ, сообщила «Известиям» гендиректор АФТ Татьяна Жаркова. Она уточнила, что ассоциация собирает мнения и варианты создания такой платформы. Участие в обсуждении принимают Газпромбанк, МКБ, ВТБ, ПСБ, сообщили их представители, готовы это сделать в «Сбере». В ВТБ отметили, что уже направили свои предложения в ЦБ.
Сегодня у потребителей есть сложности с управлением согласиями: например, не всегда удается запомнить, кому, когда и на что давалось разрешение, при этом отсутствует единый ресурс, на котором можно было бы проверить эту информацию. Кроме того, часто отозвать согласие можно только лично в отделении финансовой организации, заявили «Известиям» в ЦБ. Поэтому, по словам представителя регулятора, прорабатывается вопрос создания платформы, которая должна обеспечить возможность учета согласий на передачу, хранение и обработку данных пользователей, предоставляемых финансовым организациям, а также механизм просмотра, отзыва и изменения условий согласий в режиме одного окна.
Такая платформа позволит значительно упростить процесс предоставления данных из разных финансовых организаций с разрешения гражданина и управлять этими согласиями по аналогии с тем, как это происходит в «Цифровом профиле» с информацией из госисточников, полагают в Банке России. «Цифровой профиль» — проект ЦБ, который позволяет россиянам заполнить заявку на кредит, «подтянув» туда часть личных данных с «Госуслуг». Таким образом, банк получает верифицированную через госисточник информацию и не требует предоставлять дополнительные документы, например справку о доходах. Однако в «Цифровом профиле» хранится только информация из госорганов. Предполагается, что платформа коммерческих согласий объединит в себе сведения в том числе из других источников.
В Минцифры не ответили на запрос «Известий» об участии в обсуждении платформы.
Сейчас, как правило, для отзыва согласия клиенту необходимо лично обращаться в отделение банка, пояснила руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса ПСБ Ольга Алексюк. По ее ожиданиям, обсуждаемая платформа будет удобной для пользователя: через нее можно будет отслеживать все компании, которым он давал разрешения на обработку данных, а при необходимости — отозвать их дистанционно. Это позволит в режиме одного окна следить за своей «цифровой активностью».
— При разработке платформы имеет смысл учесть, что клиент не может отозвать согласие, пока он пользуется продуктом, например возвращает кредит. Платформа должна запрашивать у банков информацию о возможности отзыва согласия и отвечать пользователю, возможно ли это на данном этапе, — подчеркнула Ольга Алексюк.
В Газпромбанке добавили: ежегодно растет количество сервисов, которым пользователи предоставляют различные данные — от своих e-mail адресов до паспортов. Потенциально в рамках платформы коммерческих согласий могут рассматриваться любые данные, которые пользователи предоставляют коммерческим организациям: согласие на получение продукта или услуги, доступ к сведениям с рекламными целями, биометрические и паспортные данные, любые виды личной информации — адреса, номера телефонов, доступ к геолокации и фотографиям, ссылки на соцсети, перечислили в кредитной организации.
Сейчас каждый банк несет самостоятельные трудозатраты на формирование аналогичных платформ, необходимы ресурсы на создание надежных хранилищ согласий, находящихся в защищенных ИТ-периметрах организации, заявил «Известиям» зампред правления МКБ Сергей Путятинский. Проект ЦБ нацелен на то, чтобы сделать платформу согласий централизованной, а процесс управления ими — стандартизированным. Востребованность системы как физлицами, так и юрлицами подтвердили также в Росбанке и крымском РНКБ.
На формирование методологической основы для платформы коммерческих согласий может уйти один-два года, еще столько же — потребоваться на ее разработку, спрогнозировал директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. По его ожиданиям, стабильно работающий сервис может появиться в течение 3–5 лет.
Разработка законодательной основы для «реестра согласий» входит в планы Госдумы на текущий год, заявлял ранее «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков. Обсуждение вопроса идет, уточнил депутат в феврале, отметив, что законодательных инициатив пока нет.
Вопросы о согласиях на обработку персональных данных обсуждаются и на международном рынке. В частности, в докладе Всемирного экономического форума говорится о том, что новый подход получения уведомления и согласия должен воплощать социальную активность, направленную на визуализацию и поддержку постоянных отношений людей с их данными, включая возможность пересмотреть или отозвать согласие, отметил замгендиректора АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Он считает, что эффективной мерой регулирования в этой области станет наличие института «дата-посредников».
Наталья Ильина