Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ), основанный 175 лет назад, является одним из ведущих технических вузов страны. МГТУ располагает профессорско-преподавательским составом общей численностью 3,5 тыс. человек. Сейчас в университете работает 350 докторов наук и 1,8 тыс. кандидатов наук, а количество студентов составляет 18 тыс., аспирантов – 1 тыс. человек. Как образовательный и исследовательский комплекс МГТУ включает в себя 14 факультетов, которые осуществляют подготовку студентов по 10 направлениям и 75 специальностям в таких областях, как машиностроение, приборостроение, прикладная математика, биомедицинские технологии и оборудование, технический бизнес и менеджмент. Кроме того, в настоящее время в МГТУ им. Баумана обучается более 300 зарубежных студентов из 20 стран мира. Что касается тематики ИТ, то основной кафедрой здесь является «Компьютерные системы и сети» (ИУ-6), на базе которой и был запущен центр компетенции по мэйнфреймам.
Его технической основной является один из самых производительных серверов бизнес-класса IBM System z9 под управлением ОС Linux. Кроме того, центр также располагает мощным кластером из balde-серверов того же вендора (p-Series), общее количество узлов (процессоров) которого составляет около 200 штук. Также в центре установлены системы хранения данных – ленточная и дисковая на 100 и 20 Тбайт соответственно. Данное оборудование объединено в единую сеть (организованный центр занимает помещение около 40 кв.м) и также уже подключено к локальной сети университета. Установку и настройку оборудования произвели специалисты интегратора «Техносерв».
Создание данного центра является частью одного из подпроектов, которые ведутся в университете в рамках национального проекта «Образование». Напомним, что первый конкурс на получение финансирования в его рамках для вузов был проведен два года назад, и в финал вышло 17 учебных заведений, включая МГТУ им. Н.Э.Баумана, которые получили финансирование в объеме по 700 млн рублей (год назад был проведен еще один конкурс, где было отобрано 50 учебных заведений, третьего этапа уже не будет). Сейчас в МГТУ ведется 6 программ, и они связаны с нанотехнологиями, катастрофоустойчивыми системами, биоинженерией, исследованиями в области миллиметровых волн (МГТУ располагает собственным телескопом), инновационным менеджментом и, наконец, из того, что напрямую относится к ИТ-тематике, – с внедрением «высокопроизводительных технологий в обучающую и исследовательскую деятельность студентов». Напомним, что базовой основой всех подпрограмм являются приобретение соответствующей материально-технической базы, переподготовка преподавателей, а также разработка и внедрение новых курсов. Так, в рамках последней из перечисленных программ в МГТУ были организованы стерео-3D лаборатория, несколько мультимедийных классов, и ряд преподавателей прошли дополнительное обучение. Что касается самого центра компетенции, то в списке предметов кафедры появились соответствующие изменения, связанные с внедрением курсов в области высокопроизводительных систем, мэйнфреймов, централизованного хранения данных и т.д. Кроме того, в рамках финансирования программы вуз закупил несколько сотен единиц компьютерного оборудования – ноутбуков, ПК и т.д.
Всего МГТУ на приобретение оборудования центра компетенции, который стал первым таким проектом в российском высшем образовании, потратил примерно 150 млн рублей. При этом скидка со стороны IBM на эту покупку, по данным ict-online.ru, составила около 60 %. Этим вклад вендора не ограничился – он также на бесплатной основе предоставил весь спектр необходимого ПО – от операционной системы z/OS и систем виртуализации до портального решения WebSphere, которое также будут изучать студенты. Компания в дальнейшем будет оказывать консультационную и методическую помощь. По оценкам экспертов, цена указанной линейки ПО может быть выше даже реальной стоимости оборудования, без учета скидок. Таким образом, реальную рыночную цену центра компетенции можно оценить в сумму в районе 500 млн рублей.
Кроме того, IBM открыла грант в объеме $55 тыс., который пошел на «открытие» еще одного процессора мэйнфрейма для работы студентов (напомним, что у систем такого рода свой особый порядок продажи вычислительных мощностей, своего рода лицензии на каждый процессор). Запуск центра компетенции является конкретной реализацией меморандума, подписанного между ректором МГТУ Игорем Федоровым и генеральным директором ООО «ИБМ Восточная Европа/Азия» Кириллом Корнильевым в июне прошлого года. Интересно, что российский IBM также принимал участие в разработке инновационной программы, которую вуз защищал для вхождения в проект «Образование», и, кроме того, практику в российском офисе вендора проходят ряд студентов «Бауманки». Один из них был направлен на стажировку в американскую лабораторию IBM Pooksepsie Lab, занимающуюся как раз фундаментальными разработками в области мэйнфреймов.
«На протяжении многих лет мэйнфреймы в России были стратегической вычислительной платформой, и эта тенденция продолжится. Сейчас российская экономика активно развивается, на внутренний и внешний рынок выходит большое количество крупных отечественных компаний. Масштаб их бизнеса предполагает и соответствующую ИТ-инфраструктуру, включая хранение и обработку информации. Соответственно, спрос на эти услуги и специалистов в этой области будет расти», - оценивает грядущую отдачу от академического проекта Кирилл Корнильев. «С учетом масштабности и быстроты современного технологического развития нет никаких сомнений в том, что новый центр компетенции по мэйнфреймам позволит профессорско-преподавательскому составу и студентам МГТУ приобрести исключительно ценные навыки в области вычислительной техники. Благодаря всесторонним учебным программам, содействию специалистов и практическому изучению технологий IBM, студенты получат новые возможности для развития своей карьеры», – прокомментировал Игорь Федоров.
Напомним, что предыдущий проект такого рода IBM в России – запуск «Лаборатории систем и технологий IBM» (RSTL), которая была открыта в июне 2006 года и сейчас насчитывает 100 человек с планами по увеличению штата до 200 человек в 2008 году. С ней центр компетенции будет сотрудничать, и, кроме того, к нему предусмотрен доступ студентов и преподавателей из других вузов – уже проведены переговоры с десятком крупнейших технических вузов столицы.
Если говорить о других академических инициативах IBM в России, то сейчас компания работает в тесном взаимодействии с рядом ведущих российских образовательных учреждений, включая, помимо МГТУ, Московский государственный университет, Московский государственный институт электроники и математики, Новосибирский государственный университет, Нижегородский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Кроме того, IBM сотрудничает с Российской Академией наук.
Одна из глобальных программ IBM – IBM Academic Initiative – призвана повысить качество образования. В нее включено сейчас в мире более 2,2 тыс. учреждений, 11 тыс. преподавателей и 650 тыс. студентов. Цель другой программы IBM – Shared University Research, также действующей в РФ, – развитие передовых исследований совместно с ведущими университетами. В ее рамках три отечественных вуза – МГТУ, Государственный университет управления и Новосибирский университет – получили оборудование IBM и приняли участие в совместных проектах. Так, в 2005 году в НГУ стартовал проект «Использование высокопроизводительных вычислений и анализа информации в естественных науках, включая здравоохранение, биоинформатику и эпидемиологию». В его рамках на базе университета был создан студенческий исследовательский центр. В 2006 году такие проекты получили два других вуза, в частности, в Государственном университете управления стартовала образовательно-исследовательская программа Services Sciences, Management and Engineering «Теория предоставления услуг, менеджмента и инженерных инноваций», которая состоит более чем из 70 курсов и объединяет в себе информацию о более чем 100 технологиях.
Также в прошлом году в офисе «IBM Восточная Европа/Азия» стартовала программа интернатуры для студентов, рассчитанная на 9 месяцев. Первый набор составил 27 человек (из 300 претендентов), второй пройдет в конце этой осени. Кроме того, в 2006 же году в рамках глобальной PhD Assistance пять российских студентов получили по $10 тыс. в качестве разовой стипендии (выиграв международный конкурс). Еще одна программа IBM «Центры инновационных исследований» направлена на взаимодействие вендора с университетами в области исследований, и в ее рамках идет сотрудничество с МГУ, СПбГУ, НГУ, Высшей школой экономики и Государственной академией управления. В настоящее время в рамках российской части ЦИИ также ведутся проекты в Институте математики им В. А Стеклова РАН – «Проект по теоретическому анализу бизнес-связей», в Высшей школе экономики – «Проект по разработке учебных материалов по менеджменту услуг», в Московском государственном институте электроники и математики – «Проект по разработке процесса автоматизации больших программных систем».