В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, в чьих фондах сегодня хранится более 1,5 млн. экспонатов, оцифруют коллекции фотонегативов. В первую очередь будут сканироваться негативы ГосТИМа (Государственного театра имени Вс. Мейерхольда).
«Большинство негативов сделано на стекле, меньшая часть - на старой горючей пленке, - рассказывает старший научный сотрудник музея Наталия Зайцева. - Поэтому крайне важно создать электронные копии этих ценных исторических документов во избежание их возможной утраты. Также сканирование непосредственно с негативов, а не с фотографий, позволяет получать изображения лучшего качества и с большим количеством деталей, которые пропадают при печати на фотобумаге из-за недостаточной фотографической широты материала. Именно для этих целей нами был выбран ЭларСкан, как профессиональное оборудование, которое позволяло бы быстро, бесконтактно и качественно сканировать негативы».
Негативы коллекции ГосТИМа, охватывающие почти все спектакли, поставленные Мейерхольдом в Москве в советское время, а также закулисную жизнь театра, уникальны еще и тем, что многие из них никогда не публиковалась, а некоторые, возможно, даже не были напечатаны на фотобумаге, - рассказывают в музее.
«В коллекции есть большое количество фотографий самого Мейерхольда и сотрудников его театра – актеров, режиссеров, рабочих сцены, а также деятелей искусства, творчески сотрудничавших с театром – композиторов, художников, драматургов. Есть негативы труппы театра на гастролях, демонстрациях и различных мероприятиях», - говорит Наталия Зайцева.
Среди оцифровываемых негативов есть те, которые представляют особый исторический интерес, отмечают в музее. Например, негатив фотопортрета Всеволода Мейерхольда работы фотографа Мирона Шерлинга. Этот эффектный снимок был сделан еще до революции и тогда же опубликован в журнале «Солнце России». Известен шарж на Мейерхольда, сделанный с этой фотографии. Стоит упомянуть и два негатива молодого Дмитрия Шостаковича, сделанные фотографом и актером ГосТИМа Алексеем Темериным в 1929 году.
«Материалы фонда ГосТИМа часто используются на выставках и публикуются в книгах. Оцифровка негативов позволит расширить круг материалов, доступных для публикации, и введет ранее неизвестные фотодокументы в научный обиход», - добавляет Наталия Зайцева.