Частная инвестиционная консалтинговая компания Marchmont Capital Partners (г. Сарасота, США) с российским представительством известна своим вниманием к региональному инновационному развитию. Именно поэтому ее центральный российский офис располагается в Нижнем Новгороде, а не в Москве. Для интеграции предпринимателей из регионов в мировое деловое сообщество через предложение имеющегося передового опыта и соответствующих технологий компания организует инвестиционные форумы для делового сообщества в ключевых регионах России. С 2007 года компания провела более 30 конференций и тематических форумов в 16 ключевых городах России, в 2010 году при поддержке «Российской венчурной компании» – серию инвестиционных форумов бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса» в 12 регионах России (см. материал рубрики «Инновации» от 4 июня 2011 г.).
Что касается программы Marchmont Business LAB, то в нее включены мастер-классы специалистов в сфере инвестиционного консалтинга и венчурного финансирования, презентации инновационных проектов региональных предпринимателей и индивидуальные консультации с ключевыми экспертами. В первый день приглашенные эксперты рассказали о том, как привлечь финансирование на стадии seed и start up, а также защитить свои права на интеллектуальную собственность. Во второй день конференции инновационные команды применили полученные накануне знания на практике, представив свои проекты специалистам в области венчурного инвестирования. Победившие инновационные команды получат возможность доработать свои проекты совместно с ведущими специалистами Marchmont Capital Partners и партнерами компании. До конца года ожидается проведение двухдневных тренингов Marchmont Business LAB еще в восьми российских городах, ближайшее мероприятие состоится в Калининграде 17 – 18 мая.
До конца года в Marchmont планируют провести еще восемь
подобных тренингов в различных городах России
В первый день перед собравшимися выступил генеральный директор Marchmont Capital Partners Кендрик Уайт, который представил свой взгляд на перспективы российской инновационной экосистемы. По его словам, основная проблема российской экономики заключается в ее централизации со слабыми горизонтальными связями, извечной ресурсоориентированности, а также бюрократии. При этом ключевым фактором, препятствующим образованию реально работающей инновационной экосистемы, является пробел между фундаментальными исследованиями и российским бизнесом. «Россия является одной из немногих стран мира, обладающих фундаментальной наукой, а российская система образования продолжает готовить уникальные кадры в математике, физике, телекоммуникациях и т. д. В нашем мире на такое способна далеко не каждая культура. Россия же это делать умеет, и это самый главный ресурс, наше основное сокровище, которое просто бесценно по сравнению с залежами полезных ископаемых. Однако существует серьезная проблема – это оторванность фундаментальной науки от реального бизнеса, а точнее, нежелание идти на диалог и неумение общаться с ним. Поэтому наша главная задача – построение экосистемы, объединяющей фундаментальную науку, систему образования, сектор R&D и реальный бизнес», – рассказывает г-н Уайт.
Но ситуация усугубляется нежеланием российского бизнеса внедрять прорывные инновации. Сегодня промышленный сектор представлен в основном «красными директорами», которым уже за 50 – 60 лет (а в таком возрасте меньше всего думаешь об инновациях, нововведениях и развитии производства), либо предпринимателями в сфере торговли. Они сравнительно моложе, но об инновациях не думают, так как заинтересованы в извлечение быстрой прибыли, в то время как инновационный процесс длительный. Поэтому, по словам г-на Уайта, рынок инноваций в России просто еще не сложился, как следствие – крайне низкий уровень трансформации новых технологических идей в конкурентоспособные продукты. В целом же в крупных российских компаниях просто отсутствует механизм поиска инновационных идей, в то время как для западных корпораций это краеугольный камень развития. «Я знаю одного инноватора из Владивостока, который разработал уникальную технологию поиска газа глубинного залегания, он полгода пытался выйти на контакт с «Газпромом». За это время, будучи истинным патриотом, он три раза отказал компании British Petroleum, которая предлагала ему даже квартиру в Лондоне. Печально, но факт – нашим же компаниям с советом директоров в Москве гораздо удобнее слушать презентации новых технологий разработки крупных зарубежных компаний, потому что они хорошо профессионально «упакованы», сделаны красочные и понятные презентации, указываются рыночные перспективы, при этом все это исходит от крупной авторитетной компании. В результате наши компании десятикратно переплачивают за западную технологию, так и не поняв, что вполне могли бы найти ее в собственной стране», – продолжает Кендрик Уайт.
Основатель и генеральный директор Marchmont Capital Partners Кендрик Уайт
Поэтому своей задачей г-н Уайт видит создание консалтингового сообщества, призванного не только отбирать идеи, но и разрабатывать для них бизнес-планы, а также помогать в общении с представителями бизнеса, которые, как правило, не обращают внимания на отдельных изобретателей, относясь к ним с пренебрежением. В любом случае необходимо не только сгенерировать идею, но и грамотно представить ее инвесторам, произведя формальную оценку ее перспективной рыночной стоимости. Именно отсутствие т. н. proof-of-concept – центров экспертного анализа предпосевных стадий, где оцениваются коммерческие перспективы новых технологий и идей, а также их востребованности, мешает уже созданным отдельным элементам инновационной экосистемы в российских регионах (бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-школы, сообщества бизнес-ангелов и т. д.) успешно заработать. Кроме того, на базе центра экспертного анализа необходимо организовать горизонтальные связи на уровне регионов, где, к примеру, инноватор из Томска сможет общаться напрямую со своим заказчиком из Астрахани.
«Последние два года я внимательно изучал опыт восьми успешных американских инновационных кластеров. При всей их непохожести я обнаружил один общий фактор, влияющий на их успешность, – это т. н. proof-of-concept – центры экспертного анализа предпосевных стадий. Если разработчик технологии или носитель идеи сможет произвести формальную оценку и назвать реальную и перспективную рыночную стоимость разработки, то он сможет оперировать уже конкретными цифрами и реальной бизнес-моделью перед инвесторами. Так, по результатам исследований этих восьми кластеров США, можно утверждать, что в среднем 10 – 12 проектов проходят полный цикл финансирования и поддержки в одном таком центре подготовки проектов (ЦПП) в год ($50 – 250 тыс. на проект). При этом около 35 % стартапов становятся успешными компаниями и получают венчурное финансирование следующих раундов в размере, двадцатикратно превышающем начальные расходы ЦПП», – продолжает г-н Уайт.
Центр proof-of-concept должен связать уже существующие
отдельные элементы в единую инновационную экосистему
В итоге, основываясь на вышесказанном, Кендрик Уайт принял решение о создании в Нижнем Новгороде Marchmont Venture Accelerator (венчурного акселератора Marchmont) – первого российского центра подготовки проектов (ЦПП), который будет выступать посевным венчурным фондом, оказывая все виды консалтинговых услуг. «Я хочу создать ЦПП здесь, в Нижнем Новгороде. Почему не в Москве, спросите вы? Потому что я хочу, чтобы здешний центр стал образцом, неким прототипом для создания подобных центров в других российских регионах – Самаре, Воронеже, Челябинске, Тюмени, Новосибирске и т. д. Мы хотим стать примером для всех. Московские фонды же не вполне готовы работать в «полях», а венчурные инвестиции – это очень сложная, кропотливая и трудная работа. Мы же к этому готовы, более того, мы этим успешно занимаемся уже пять лет», – отметил в заключение генеральный директор Marchmont Capital Partners Кендрик Уайт.
Первым шагом в этом направлении станет создание российского «Клуба технологических новинок» на базе НП «Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий», образовательных программ и консультаций, предоставление наставников и потенциальных инвесторов. Логичным продолжением этого процесса станет создание уже глобальной сети российских экспертов (российская диаспора) как средства вывода российских разработок на мировой уровень. Как пример консалтинговых услуг для членов клуба можно назвать следующие: обеспечение частных предпринимателей и бизнес-структур оплачиваемыми профессиональными консультационными услугами в области бизнес-планирования, «упаковки» компаний с целью нахождения партнеров и привлечения финансирования. Кроме того, это и обеспечение привлечения финансирования, нахождения партнеров и инвесторов и предоставление консультаций по проведению переговоров за «вознаграждение за успех». Ключевыми же задачами Marchmont Venture Accelerator (последовательно по стадиям) являются: первоначальная экспертиза, оценка идеи проекта и их отбор; оценка технологии и рынка; формирование и обучение команды; разработка стратегии коммерциализации и бизнес-плана; профессиональная упаковка проекта; содействие в поиске инвестиций и сопровождение проекта.
Основной целью Marchmont Business LAB является обучение начинающих
инноваторов искусству коммерциализации идей в реальные бизнес-проекты
Кендрик Уайт связывает успех реализации программы ЦПП с партнерством с фондом «Сколково», созданием целой сети региональных центров подготовки инновационных проектов, а также активным их участием в поиске и оценке коммерческой жизнеспособности таких проектов в регионах. В первом таком центре proof-of-concept в Нижнем Новгороде будет работать 21 сотрудник (еще два будут выполнять представительские функции в Москве), разовые расходы на его создание составят 6 млн рублей (250 кв. м офисных площадей), а среднемесячные операционные расходы составят 3,5 млн рублей. ЦПП сможет оказывать консалтинговые услуги 100 – 200 проектам в год, при этом среднегодовое число участников тренингов и учебных программ может достигать 1000 человек. Ключевым инвестиционным партнером проекта выступает фонд RusVenX Capital Partners, который обеспечит инвестиционный диапазон от $500 тыс. в начале проекта до уровня финансирования $5 млн в течение следующих раундов.