Согласно оперативной статистике по федеральному бюджету, в 2021 году отчисления в резерв универсального обслуживания — специальный фонд, куда все операторы страны должны вносить по 1,2% своей выручки от оказания услуг связи, — составили 15,108 млрд руб. Это на 0,8%, или 122 млн руб., меньше, чем в 2020-м. При этом в позапрошлом году показатель вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим годом.
По словам источника РБК, знакомого со статистикой по отчислениям в резерв универсального обслуживания, в прошлом году взносы в него перечислили 5,3 тыс. операторов, тогда как в позапрошлом — 5,6 тыс. Таким образом, общее число компаний, отчислявших 1,2% выручки, сократилось более чем на 5%.
Представитель пресс-службы Минцифры не раскрыл, сколько операторов делало отчисления в резерв универсального обслуживания, но сообщил, что всего 9,2 тыс. операторов предоставляли информацию в него в прошлом году (эти сведения могли быть о «нулевом» доходе). В 2020 году предоставляющих сведения было на 2% больше, 9,4 тыс. В министерстве связывают снижение «с происходящими на рынке конкурентными процессами, из-за которых с него уходят мелкие или не выдержавшие конкуренции операторы, а также операторы, у которых истек срок действия лицензии на оказание услуг».
Согласно статистике Роскомнадзора, в 2021-м число зарегистрированных лицензий на оказание услуг сотовой и фиксированной связи в России сократилось на 9,4% по сравнению с показателем предыдущего года и составило 9,5 тыс. Это количество — весь массив лицензий, оно не учитывает, что у оператора может быть несколько юрлиц, получивших лицензии, одно юрлицо может владеть несколькими лицензиями, а часть владельцев лицензий может быть «бумажными компаниями», не оказывающими услуг.
По словам гендиректора «ТМТ Консалтинга» Константина Анкилова, на телекоммуникационном рынке продолжается процесс консолидации: «Рынок переходит под контроль крупных игроков как за счет их опережающего развития, так и за счет их активности в области сделок по слияниям и поглощениям. По сути, рынок уже имеет признаки олигополии: 80% приходится на пять крупнейших игроков». Однако он не видит причин для сокращения поступлений в резерв универсального обслуживания. По оценке «ТМТ Консалтинга», общий объем телекоммуникационного рынка в прошлом году вырос на 3,2% и достиг 1,8 трлн руб. «Объем рынка вырос, поэтому должны были увеличиться и поступления в резерв универсального обслуживания», — рассуждает эксперт.
Например, у крупнейших российских операторов «Ростелеком» и МТС выручка от услуг связи за девять месяцев 2021 года (последние доступные данные) выросла соответственно на 6% (до 339,75 млрд руб.) и на 5% (до 308,11 млрд руб.).
Под универсальными услугами понимают минимальный пакет услуг связи, который должен быть доступен максимально возможному числу граждан страны вне зависимости от места проживания. За годы существования резерва универсального обслуживания и список услуг, и компании, которые занимались их организацией, несколько раз менялись. С 2005 года, когда был учрежден резерв, на его средства устанавливали таксофоны, а с 2011-го еще и пункты коллективного доступа в интернет (в основном в отделениях «Почты России»), которые обслуживали разные компании. В 2014 году был выбран единственный исполнитель проекта — «Ростелеком», с ним заключили договор на десять лет на оказание универсальных услуг связи с общей суммой финансирования 163 млрд руб., в рамках которого оператор реализует проект по устранению «цифрового неравенства». Компания обслуживает таксофоны, но от пунктов коллективного доступа в интернет несколько лет назад решили отказаться. Вместо них к концу прошлого года во всех населенных пунктах с численностью жителей от 250 до 500 организовали Wi-Fi-точки для доступа в интернет на скорости на менее 10 Мбит/с. При этом в прошлом году были демонтированы таксофоны в населенных пунктах с численностью жителей более 1 тыс. человек и тех, где трафик составлял менее одной минуты в месяц. Сейчас в рамках программы идет подключение к сотовой связи населенных пунктов со 100–500 жителями.
Представитель «Ростелекома» сообщил, что в рамках программы устранения цифрового неравенства компания продолжает обслуживать таксофоны в населенных пунктах с менее чем 1 тыс. жителей. Высвобожденные за счет сокращения числа таксофонов деньги, по его словам, пошли в том числе на строительство базовых станций сотовой связи. До 2030 года планируется установить 24 тыс. станций в населенных пунктах со 100–500 жителями. В «Ростелекоме» не раскрывают, во сколько обходится эксплуатация таксофонов и точек доступа Wi-Fi в рамках программы устранения цифрового неравенства и сколько идет на установку базовых станций.
Согласно отчету «Ростелекома», в 2021 году компания получила на оказание универсальных услуг связи 12,97 млрд руб., в 2019-м — 13,04 млрд руб. Данные за весь прошлый год пока не опубликованы, но за девять месяцев эта сумма составила 9,25 млрд руб.
Анкилов напомнил, что отчисления операторов в резерв попадают в «общий бюджетный котел», а не направляются только на оказание универсальных услуг связи. При этом периодически звучат предложения увеличить размер отчислений в резерв универсального обслуживания или обязать делать такие отчисления не только операторов связи. Например, летом прошлого года президент «Ростелекома» Михаил Осеевский предлагал обязать ИТ-компании отдавать 1,2% от годового оборота в резерв универсального обслуживания.
Представитель Минцифры считает, что «в целом по рынку показатель, на который снизились отчисления, незначителен». «На оказание универсальных услуг связи он не повлияет. Вопросы, связанные с увеличением размера отчислений операторов в резерв универсального обслуживания, в настоящее время не обсуждаются», — заверил он.
Анна Балашова, Дарья Чебакова