В законопроекте закрепили понятия "технологический проект", "венчурное и прямое финансирование инновационных и технологических проектов", а также "институт инновационного развития". По словам авторов инициативы, господдержка венчуром может осуществляться теперь в том числе через институты инновационного развития, а источником средств такого финансирования могут быть и бюджетные деньги. Документ закрепит принцип "аудита процесса" предоставления государственного венчурного финансирования и общие требования к методике оценки риска.
Оценивать эффективность институтов инновационного развития и результатов инвестирования будут согласно "принципу интегральности и ретроспективности, который означает, что оценке подлежит достижение целевых и промежуточных, а также плановых (прогнозных) результатов инновационной деятельности с момента первоначального получения субъектом государственной поддержки средств государственной поддержки". Об этом говорится в тексте законопроекта.
"Поправки в законодательство о госинвестициях - своевременная мера. Они расширяют возможность институтов развития наращивать поддержку критически важных отраслей экономики, и, прежде всего, в сфере прикладных инноваций. Особенно это важно сегодня, когда нам еще только предстоит преодолеть социально-экономические последствия, вызванные пандемией. Принятые поправки позволяют перейти к портфельной оценке эффективности работы институтов развития. Такой подход соответствует мировой практике и является важным шагом в развитии отечественного рынка венчурных инвестиций. Теперь у отечественных инвесторов появился эффективный инструмент оценки рисков, что, несомненно, приведет к росту ликвидности в отрасли. Пакет законодательных изменений был подготовлен при непосредственном участии РВК. Рекомендации отражают мнение всех участников рынка. Во время работы над поправками нами была организована серия публичных сессий, в которых участвовал широкий круг инвесторов, представители органов исполнительной и законодательной власти", - рассказал инвестиционный директор РВК Алексей Басов.
Законопроект разработали при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ), Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, Минэкономразвития и РВК.
Если законопроект о праве на риск будет принят, это положительно скажется на венчурном рынке, уверен управляющий партнер венчурного фонда TMT Investments Артем Инютин. По его мнению, наличие госденег - одно из необходимых условий, но далеко не единственное. Во-первых, крайне важно, чтобы инвестирование было эффективным. Во-вторых, необходимо еще и улучшить общий инвестиционный климат в России, так как западных денег сейчас катастрофически не хватает проектам на всех стадиях. В-третьих, необходимо изменить практику ФНС в отношении стартапов. "Сейчас налоговики практически вынуждают компании показывать хоть какую-то прибыль, а это абсолютно противоречит идеологии стартапа, основная цель которого не быстрое получение прибыли, а быстрый рост цены компании, а следовательно убытки в течение продолжительного периода", - объясняет Артем Инютин. В-четвертых, необходимо восстановление экономики России и быстрый рост несырьевого сектора, чтобы в стране было много крупных компаний, которые могли бы выступать стратегами и покупать стартапы.
"Законопроект открывает более широкие возможности госфинансирования для венчурных технологических компаний. Высока вероятность притока инвестиций такого рода со стороны госкомпаний и корпораций. Это окажет положительное влияние на состояние данного сегмента. Возможна синергия с теми мерами, которые уже направлены на поддержку отраслей, пострадавших от эпидемии коронавируса", - говорит главный аналитик "Промсвязьбанка" Мария Морозова.
Влияние законопроекта будет умеренно положительным, ожидает представитель "Финам" Леонид Делицын. "Попытка реализовывать венчурные проекты через институты развития, которые будут пробовать задействовать не личную ответственность одного старого товарища перед соратниками, а стремление получить высокую прибыль - новое явление для нашей экономики и нашей культуры, - оценивает эксперт. - Понятно, что правила игры, когда разрешается зарабатывать, например, на продаже компании, но не разрешается на помощи другим своим проектам за счет проваленного - это такая этика, которая для предпринимателей изначально не так уж очевидна".
Представитель "Фридом Финанс" Валерий Емельянов считает, что поскольку экономика России уже в значительной мере централизована вокруг государства, от интеграции бюджета с венчуром хуже точно не станет. При негативном сценарии инвестиции будут потеряны, зато участники проектов получат полезный опыт и смогут попробовать силы снова в других бизнесах. "При позитивном - родятся перспективные компании, которые способны создавать что-то совершенно новое в российских реалиях", - сказал аналитик. По его словам, венчурная отрасль "взбодрится" настолько, насколько большие средства выделит на эти цели государство. Вероятнее всего, предположил специалист, эффект появится на горизонте трех-пяти лет, когда госструктуры опробуют на практике применение нового механизма и увидят, что угрозы чрезмерного надзора за ними нет.
Анастасия Самсонова