Павел Дуров обосновал свое решение следующими словами: «Не так давно российская TNS начала вносить изменения в уже опубликованные ими же отчеты, и уровень доверия к цифрам TNS на рынке опустился ниже отметки, при которой имело бы смысл поддерживать отношения с этой компанией». Руководство сайта призывает ориентироваться, по их мнению, на более релевантные исследовательские компании: ComScore и LiveInternet. Как пояснили РБК daily в «ВКонтакте», счетчики TNS уже убрали. В ближайшее время компания пришлет уведомление TNS о прекращении сотрудничества.
Поисковый портал «Яндекс» с подобными проблемами не сталкивался. «В ходе нашего многолетнего сотрудничества с TNS не возникало ситуаций, которые бы создали нам значительные трудности. LiveInternet измеряет совсем не то, что TNS или ComScore, поэтому принципиально не может служить адекватной заменой любому из них», — рассказал директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант. С ним согласен Алексей Беляев, руководитель отдела исследований интернет-аналитического центра «Видео Интернешнл». «Вообще в истории российского Интернета реклама продавалась, по данным счетчиков, в прошлом и первых годах этого века — до появления измерений аудитории исследовательскими компаниями. ComScore — одна из таких компаний, и результаты ее измерений приобретаются частью игроков российского интернет-рынка и могут фигурировать в презентациях площадок рекламодателям и агентствам. Но вообще реклама продается по тем цифрам, которые признает покупатель, то есть рекламодатель», — поделился с РБК daily г-н Беляев. В IMHO VI объяснили, что продажа рекламы на интернет-площадках происходит с учетом данных TNS.
Рекламодатели уверены, что отказ «ВКонтакте» от TNS вызовет трудности как для агентств, так и для клиентов, которые планируют свои бюджеты по данным исследовательской компании. «Если «ВКонтакте» пропадет из планировочных данных TNS, нам будет гораздо тяжелее обосновывать бюджеты, что может отразиться на рекламных оборотах», — предположил генеральный директор Ad Watch Isobar Андрей Чернышов. В агентстве Grape объяснили, что при размещении таргетированной рекламы используют внутренние данные сетей «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники». «При разработке стратегии и определении направления работы в социальных сетях для разных целевых аудиторий мы всегда сравниваем данные из различных сервисов аналитики, поэтому отказ площадок от одной из них не сильно отразится на нашей работе», — рассказал директор отдела по работе с социальными медиа Grape Михаил Гейшерик.
Как рассказали в TNS Russia, пока исследовательская компания не получала официального уведомления от «ВКонтакте». «TNS в рамках проекта Web Index поставляет данные выборке «Города России с населением 100 тыс. плюс». Именно эта выборка является нашими контрактными обязательствами. Поставки по ней шли в рабочем режиме, и никаких изменений в данных или перепоставок не было», — рассказали в компании TNS Russia. Причина в неточных цифрах, которые насторожили г-на Дурова, заключается в том, что в июле 2012 года TNS впервые представила дополнительные данные по выборке «Россия 100 тыс. минус» в программе iStar (используется измерителем и крупнейшими его клиентами. — РБК daily).
«К сожалению, при первой подгрузке данных в ПО произошел технический сбой. Это отразилось на данных по всем сайтам по географии «Россия 100 тыс. минус». Об этом были оповещены все подписчики проекта. Хотим еще раз заметить, что перевыпуск коснулся только тех данных, которые не входят в наши контрактные обязательства и являются продолжением развития проекта в 2012 году», — объяснили РБК daily в TNS.
10 сентября «ВКонтакте» обнародовала свои данные в открытом доступе. Согласно счетчику LiveInternet, число пользователей в этот день составило 38,4 млн, что на 50% больше, чем среднесуточная посещаемость сайта в 2011 году. По данным TNS Russia, в августе еженедельный объем аудитории сайта в городах (100 тыс. плюс) насчитывал 22 млн посетителей, а с переходом на совокупность выборки в городах с меньшим населением этот объем аудитории достиг 34,4 млн.
Катерина Китаева