Выросли на играх. Mail.Ru Group компенсировала снижение доли доходов от медийной рекламы

Mail.Ru Group продолжает терять доходы от медийной рекламы, но удерживает рост выручки за счет игр и пользовательских платежей за социальные сервисы, а также начала монетизировать «ВКонтакте», следует из отчета компании.

Общая выручка Mail.Ru Group в 2014 году выросла на 14,8%, до 35,77 млрд руб., EBITDA – на 13,5%, до 18,3 млрд руб., чистая прибыль – на 11,4%, до 12,5 млрд руб. Темпы роста бизнеса компании замедлились. Для сравнения: за 2013 год ее выручка выросла на 22%, а еще годом раньше рост составлял 39%.

Самым быстрорастущим сегментом бизнеса компании остаются игры. Выручка от многопользовательских онлайн-игр составила в прошлом году 8,4 млрд руб. (+26,4% к 2013 году), или 22% всего оборота. Платежи за социальные сервисы и игры (IVAS) тоже растут, но не так быстро: за год выручка  в этом сегменте увеличилась на 16,2%, до 11,8 млрд руб. Результаты в обоих сегментах, по словам гендиректора Mail.Ru Group Дмитрия Гришина, во втором полугодии оставались в основном в рамках бюджета.

Онлайн-реклама по-прежнему занимает значи​тельную долю в структуре выручки Mail.Ru, но темпы ее роста продолжают снижаться. В 2014 году интернет-реклама принесла 34,7% общей выручки, или 12,4 млрд руб. Но рост этого показателя за год составил всего 8,4% против 24,3% в 2013 году.

В 2013 году соотношение разных видов рекламы в выручке Mail.Ru было таким: 5,4 млрд руб. дала медийная≈реклама, 3,8 млрд руб. – контекстная. В≈свежей отчетности такой разбивки компания не дала. Но, по словам Гришина, в четвертом квартале прошлого года доходы от медийной рекламы, как и в двух предыдущих, продолжили снижаться под влиянием «экономической и геополитической ситуации». В 2015 году компания собирается сфокусироваться на развитии мобильной и видеорекламы, говорится в отчете.

Темпы роста «прочих» доходов компании, в которые входят в том числе показатели HeadHunter, тоже снижаются. За год они принесли компании 3 млрд руб., увеличившись на 8,3% против роста в 25,1% в 2013 году.

Выручка «ВКонтакте» растет

Выручка соцсети «ВКонтакте», 48% которой Mail.Ru докупила прошлой осенью у фонда UCP за $1,47 млрд, за год увеличилась на 12,9%, до 4,3 млрд руб., EBITDA выросла – на 54,9% и составила 1,6 млрд руб. В четвертом квартале 2014 года соцсеть запустила мобильную рекламу, ее выручка за этот период выросла сразу на 22,6%, до 1,3 млрд руб. При этом доходы от баннерной рекламы в целом по группе, по словам Гришина, в четвертом квартале снизились.

В отличие от бывших владельцев «ВКонтакте», Mail.Ru Group давно занимается монетизацией своих соцсетей: в 2014 году «Мой мир» и «Одноклассники» вместе заработали намного больше, чем «ВКонтакте» – 12,4 млрд руб. (+17,7% к 2013 году). В конце прошлого года продавать рекламу «ВКонтакте» стала та же команда, что и в других соц­сетях Mail.Ru, с этим и связан рост показателей, отмечает аналитик инвестбанка «Открытие Капитал» Александр Венгранович.

Для сделки с UCP Mail.Ru привлекла кредит Газпромбанка на 22 млрд руб. сроком на четыре года. На конец 2014 года чистый долг компании составил 16,9 млрд руб., следует из отчета. Консолидация «ВКонтакте» незначительно снизила рентабельность холдинга: рентабельность по EBITDA снизилась с 53 до 51,5%, говорит аналитик RMG Research Егор Дахтлер.

Неопределенность с HeadHunter

В отчете Mail.Ru Group также сказано, что проект для поиска кадров HeadHunter по-прежнему является частью группы: сделка по продаже не завершена, и в отношении ее закрытия существует неопределенность.

В середине ноября прошлого года Mail.Ru Group объявила, что продает почти за 10 млрд руб. (9,85 млрд руб.) HeadHunter.ru консорциуму инвесторов во главе с «Эльбрус Капиталом». Сделка должна быть закрыта в первом квартале 2015 года, так как требовалось утверждение «третьей стороны», говорилось в сообщении группы.

Источник, знакомый с ситуацией, сказал РБК, что «Эльбрус Капитал» еще не собрал деньги на покупку актива. Сделка еще не закрыта, хотя планировалось, что она уже будет завершена к текущему моменту, сказал  он. Mail.Ru Group, по словам источника, пока не приняла решение по сделке, но примет в ближайшее время.

Представители фонда «Эльбрус Капитал» и компании Mail.Ru Group отказались комментировать РБК происходящее c HeadHunter.ru.

«Эльбрус Капитал», по описанию на его сайте, консультирует фонды прямых инвестиций в России и СНГ. С 2007 года он провел уже более 70 сделок. У «Эльбрус Капитала» есть пакеты в компании Media-1 TV (является совладельцем телевизионного холдинга ЮТВ, управляющего эфирными каналами «Ю» и Disney), доли в группе «Выбери радио» (владеет региональными радиостанциями), операторе широкополосного доступа в интернет «Стрела Телеком», операторе экспресс-доставки SPSR-Express и др.

Деньги на покупку HeadHunter, судя по публичным заявлениям «Эльбрус Капитал», у него были. В прошлом году компания объявила, что привлекла в фонд прямых инвестиций $550 млн от «значимых международных институциональных  инвесторов» из Европы, США, Ближнего Востока и Азии и «согласовала финансирование» на $150 млн от Корпорации частных зарубежных инвестиций США. HeadHunter было решено продать еще весной прошлого года, говорил в ноябре гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.


Дарья Луганская

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Mail.ru, выручка