С 24 по 31 августа доля поиска «Яндекса» на Android составила 42,7%, Google — 56%, свидетельствуют данные сервиса «Яндекс.Радар». Год назад в последнюю неделю лета доля «Яндекса» на Android составляла 38,2%, Google — 60,1%. Рост доли «Яндекса» фиксирует и LiveInternet: по его данным, доля Google на Android-устройствах в августе составила 70,6%, «Яндекса» — 28,5%; в июле эти показатели равнялись 71,1% и 28,1% соответственно. Но этот сервис в срезе Android учитывает пользователей со всего мира, а не только российских.
С августа в новой версии мобильного браузера Google Chrome на Android пользователям в России показывается окно выбора поисковика по умолчанию — «Яндекс», Google или Mail.ru. Это одно из ключевых условий мирового соглашения, которое Google заключила с ФАС 17 апреля 2017 года. «Мы считаем, что это стало основной причиной роста нашей доли на Android в августе этого года относительно августа прошлого года»,— сообщили “Ъ” в «Яндексе». По оценке компании, к концу лета версия Chrome обновилась у 50% пользователей этого браузера на Android.
Кроме того, согласно мировому соглашению, в течение последующих нескольких месяцев Google разработает виджет Chrome для новых устройств, который заменит стандартный поисковый виджет Google на главном экране. Это позволит пользователям устройств на Android, содержащих пакет сервисов Google, увидеть при первом запуске нового виджета окно выбора.
Таким образом, видеть окно выбора будет все большее число пользователей. Помимо этого, причинами роста доли «Яндекса» на Android в компании считают «работу над улучшением качества поиска» и недавний запуск нового алгоритма ранжирования «Королев». «В мобильном поиске появился новый поисковый робот, который радикально ускорил нахождение документов. Кроме того, были существенно расширены быстрые ответы для показа прямо в результатах поиска — объектные ответы, факты, выбор фильмов, данные о компаниях и организациях. “Королев” с помощью нейронной сети сопоставляет смысл поискового запроса и веб-страницы. Благодаря этому поиск отвечает на сложные вопросы пользователей более точно»,— говорят в «Яндексе». Кроме того, пользователи «хорошо отреагировали» на рекламную кампанию о преимуществах поиска «Яндекса» в июле—августе, добавляют в компании.
Аналитики JP Morgan в отчете соглашаются, что рост доли «Яндекса» в основном объясняется внедрением окна выбора для поиска по умолчанию. Они напоминают, что его развертывание продолжается и должно быть завершено на всех устройствах в России до конца сентября. Нынешний рост доли в мобильном поиске в России не предел для «Яндекса», следует из выпущенного ранее отчета Sberbank CIB. Рынок может недооценивать влияние урегулирования конфликта Google с ФАС, и уже в краткосрочной перспективе доля «Яндекса» в мобильном сегменте может достичь 50%, оценивали они. «Основная причина, по которой доля “Яндекса” в Chrome настолько низка, в том, что Google является поисковиком по умолчанию и пользователь должен быть технологически продвинутым и поклонником “Яндекса”, чтобы изменить это в настройках»,— констатировали в Sberbank CIB.
В российском офисе Google на запрос “Ъ” вчера не ответили.
Роман Рожков