Об этом вчера рассказал операционный директор компании Yota Владимир Добрынин.
Напомним, что проект по доставке SIM-карт дронами оператор реализовывал осенью 2015 г. в Москве. Тогда в специальных местах (Yotaport), установленных в четырех точках Москвы, пользователи могли подключиться к Yota, а SIM-карту им доставляли дронами. Чтобы доставили SIM-карту на квадрокоптере, сначала нужно было самому прийти (с паспортом) к одному из таких Yotaport. Там сотрудник компании помогал заполнить и подписать заявление на оказание услуг и вызвать "летающего курьера", который появлялся через пару минут, поскольку база летательных аппаратов вместе с SIM-картами располагалась в соседнем здании, в нескольких сотнях метров.
По словам Владимира Добрынина, несмотря на то что по итогам экспериментального проекта цена одной доставки в Москве составила 488,5 руб., что несколько ниже средней стоимости доставки курьером (от 500 руб. в пределах МКАД), а CAPEX проекта составил 3 млн руб., развитие проекта в Москве и в других городах, которое анонсировалось в конце прошлого года, пришлось остановить.
Камнем преткновения стали нововведения в Воздушный кодекс РФ - теперь перед отправкой дрона необходимо согласовывать планы полета, а это существенно повысит расходы.
Ответственный секретарь Комиссии по нормативно‑правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям Андрей Черногоров отмечает, что 30 марта 2016 г. вступил в силу обновленный Воздушный кодекс, согласно которому все беспилотники тяжелее 250 г подлежат обязательной регистрации, а лица, их запускающие, автоматически получают статус командира воздушного судна и поэтому обязаны четко соблюдать все условия по безопасной эксплуатации летательного средства.
Реестр беспилотников будет контролировать Росавиация, а после регистрации беспилотнику присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, а владелец получает справку с указанием своих данных и летных характеристик дрона.
"Любопытно, что в новой редакции Воздушного кодекса вводится и новый термин - "внешний пилот". При этом в новой редакции ст.57 кодекса сказано, что "командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа". Именно внешний пилот и будет обладать правами командира воздушного судна. Выходит, что управлять дроном сможет только внешний пилот с правами. Как именно оператор дрона сможет получить право на управление - пока неясно", - отмечает Андрей Черногоров.
Генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем Эдуард Багдасарян говорит о том, что, несмотря на предписание закона, в реальности еще не определен порядок регистрации дронов. "Это правовой нонсенс: по факту не обозначено, какие документы и как необходимо оформлять для регистрации", - отмечает он.
Андрей Черногоров также добавил, что доставка дронами до недавнего времени пользовалась большой популярностью в крупных городах. "Так, оператор сотовой связи Yota доставлял дронами SIM-карты для покупателей, а "Додо Пицца" - продукцию из своих точек. В стране также действует компания Copter Express, которая предлагает B2B-заказчикам разворачивать на их территории целые системы по доставке на основе дронов разной грузоподъемности", - говорит он.
Сейчас, по словам Андрея Черногорова, средняя стоимость доставки дроном колеблется в районе 500 руб. Стоимость доставки может увеличиться до 1,1 тыс. и даже 1,2 тыс. руб., если каждый дрон необходимо будет сертифицировать, а его "управленцев" обучать на специальных курсах.
"Все затраты на обучение и сертификацию нужно будет амортизировать в стоимость каждой беспилотной доставки. Но не стоит ошибочно полагать, что текущие действия законодателей направлены на притеснение бизнеса и инновационных технологий - наоборот. Задача на текущем этапе развития законодательства в сфере беспилотных систем - обеспечить абсолютную и безоговорочную безопасность для всех участников дорожного движения и также - в случае с летательными аппаратами - обычных прохожих, минимизировать аварии и прочие происшествия с участием техники и источников повышенной опасности. То, что мы переживаем сейчас, лишь временный, переходный период. В скором времени все эти неурядицы, которые слегка тормозят внедрение беспилотников, в бизнесе прекратятся", - говорит Андрей Черногоров.
По завершении пилотного проекта осенью 2015 г. Владимир Добрынин говорил: "Проект, безусловно, оказался успешным для Yota. Нам было важно оценить эффективность такого способа доставки и собрать максимальное количество статистических данных, которые затем позволят бизнесу принимать решения о внедрении в свои процессы доставку дронами".
За время проекта общее время подзарядки устройств превысило 96 часов, а на подзарядку батарей для квадрокоптеров было потрачено только 6,5 кВт электроэнергии. Стоимость энергозатрат на один полет дрона - 4 копейки. Среднее время доставки квадрокоптером составило 90 секунд. Суммарно за время реализации проекта дроны пролетели более 578 км.
Алла Галанова