На внутреннем рынке удешевление юаня привело к тому, что американская продукция, например смартфоны Apple , стала стоить дороже, поскольку ее поставляют за доллары. В то же время цены на аппараты Xiaomi и Lenovo китайского производства не изменились. Это позволило компаниям занять первое и второе места по поставкам смартфонов в Китае, в то время как Apple опустилась на третье место.
Южнокорейский производитель Samsung , согласно данным IDC, даже не входит в первую пятерку по поставкам смартфонов на китайском рынке и продолжает терять прибыль пятый квартал подряд.
В то же время на внешнем рынке китайские производители становятся более конкурентоспособными, поскольку получают доходы в долларах, а расходы оплачивают в подешевевших юанях. Это позволяет им агрессивно захватывать зарубежные рынки. Xiaomi недавно начала продажи в Индии и Бразилии, а Huawei продает за рубежом уже половину своих смартфонов, наращивая продажи в Латинской Америке, сообщает WSJ.
В России китайские бренды также показывают значительный рост. Так, объемы продаж смартфонов Lenovo за первое полугодие 2015 года удвоились, что позволило китайскому бренду занять третью позицию после Samsung и Nokia .
За последнее время китайские производители осознали, что их сильная сторона может быть не только в цене, но также в дизайне внешнего вида устройств, их программном обеспечении и маркетинге.
Несмотря на успехи Apple на китайском рынке, внутренние производители показывают существенно больший рост. Девальвация юаня может только усилить этот эффект. Так, в России в декабре 2014 года во время обвала курса рубля ажиотажный спрос привел к опустошению полок магазинов электроники, а последовавший за этим рост цен привел к резкому падению продаж. Впоследствии цены снижались крайне медленно. У Apple это отразилось не только на продажах самих смартфонов в России, но и на выручке магазина приложений App Store.
За последние два десятилетия Китай совершил большой рывок в освоении информационных технологий. Если раньше девальвация юаня не помогла бы ему составить конкуренцию американским IT-компаниям, то теперь низкая себестоимость производства позволяет китайским производителям конкурировать с лидерами США в области производства серверного и сетевого оборудования.
Так, покупка сборочной линии серверов у IBM сделала Lenovo лидером по поставкам серверного оборудования. Huawei, которая занимает второе место, также совершила рывок в продажах на 30%. При этом рост HP на китайском рынке составил только 9%, что позволило американскому производителю занять пятое место, а поставки Dell сократились на 2,5%.
Этому способствует и политика Китая, который в рамках своего пакета антитеррористических законов вынуждает американских производителей либо пойти на тщательную проверку поставляемого на внутренний рынок оборудования и, по сути, раскрытие технологий, либо уйти с рынка.
При этом Китай — вторая экономика в мире по объему закупок телекоммуникационного оборудования после США. По данным IDC, Китай потратит в 2015 году на закупку IT суммарно $211 млрд, что составляет 10% от глобальных расходов в этой области.
Китай также активно вкладывается в развитие собственных технологий и интернет-компаний. Инвесторы из Поднебесной активно привлекают стартапы из Кремниевой долины, а объемы раундов инвестиций сравнимы с американским рынком.
Например, недавно завершился раунд инвестиций в дочернюю компанию американского сервиса вызова такси Uber China, который составил $1 млрд, что дало суммарную оценку китайской «дочки» в размере $7,5 млрд. Вложения китайской инвестиционной компании Hillhouse в сервис поиска жилья Airbnb увеличили его оценку до $25,5 млрд.
Алексей Короткин