Ниже содержится краткое содержание и последствия отчета «о результатах проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, учета и взыскания неналоговых доходов при формировании резерва универсального обслуживания за счет отчислений операторов сети связи общего пользования, а также возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи (УУС), в 2013 и 2014 гг. и истекшем периоде 2015 г.».
В 2010-2011 гг. Россвязь дорабатывала возможности своей информационной системы. Стоимость этих услуг составила 76,5 млн. руб. Согласно техническому заданию основное назначение ИС Россвязи - автоматизация процессов сбора, хранения, поиска и выдачи необходимой информации для выполнения государственных функций агентства. «На момент проведения контрольного мероприятия процесс сбора информации, в том числе введение сведений о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания проводился в ручном режиме. Также не была решена задача автоматизации функции поиска и выдачи корректной информации для контроля за операторами сети связи общего пользования», - пояснил Сергей Штогрин. Таким образом, основное назначение информационной системы в полной мере не выполняется. «С помощью ИС Россвязи невозможно провести мониторинг осуществления операторами связи обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за отчетный период», - уточнил аудитор.
По его словам, анализ утвержденных государственных заданий показал, что в них содержится объем выполненных работ, характизующийся только количеством отчетов о мониторинге (12 штук). При этом показатели и требования к проведению мониторига и составлению отчетов отсутствуют. В связи с этим, невозможно оценить полноту и правильность выполнения государственного задания.
В ежеквартальных отчетах, предоставленных ФГБУ Центр МИР ИТ в Россвязь, отсутствует информация об операторах связи, вовремя представивших отчет (30 дней со дня окончания квартала), а также сведения о вовремя поступивших платежах. Это не позволяет сделать выводы об исполнении операторами связи положений нормативных правовых актов РФ и своевременности поступления платежей.
Из-за отсутствия методики прогнозирования поступлений, администрируемых Россвязью, прогноз доходов составляется на основании динамики в предыдущие годы без использования каких либо базовых показателей для расчета на следующий финансовый год.
У юридических лиц, имеющих лицензию на оказание услуг связи, но не оказывающих их, отсутствует обязанность представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений. «Соответственно, Роскомнадзор не может составить перечень операторов, оказывающих услуги связи. В свою очередь, это не позволяет Россвязи своевременно направлять в Роскомнадзор информацию об операторах связи, не представивших сведения о базе расчета. В итоге невозможно своевременно привлечь указанных операторов связи к административной ответственности», - пояснил Сергей Штогрин.
Полномочия по взысканию задолженности с операторов связи, не перечисливших отчисления в резерв универсального обслуживания, у Россвязи отсутствуют. Таким образом, получить деньги можно только в судебном порядке, что приводит к увеличению сроков этой работы. Также у ведомства нет полномочий по контролю за правильностью отражения доходов операторов в предоставляемых сведениях.
Отдельно аудитор остановился на правомерности включения затрат на оказание универсальных услуг связи в состав расходов для расчета налоговой базы на прибыль. Законодательство этого не запрещает. «Данные нормы законодательства приводят к различию позиций судебных органов и Минфина РФ по данному вопросу, а также к недопоступлению в бюджет налога на прибыль», - пояснил аудитор.
В 2006-2013 гг. Россвязью были заключены договоры об условиях оказания универсальных услуг связи с 21 оператором. Контракты предусматривали ежегодно возмещение убытков в размере 21,6 млрд. руб. Однако, согласно результатам проверки, по итогам 2013 г. и I полугодия 2014 г. заявленный операторами связи размер убытков от оказания УУС превышал размер ежегодного возмещения, указанный в договорах.
По итогам 2013 г. в Россвязь поступили запросы от операторов о возмещении убытков в общей сложности на 18,1 млрд. руб. После проверки обоснованности заявленных убытков ведомство приняло решение о возмещении убытков в размере 16,2 млрд. руб. Однако перечисление средств было проведено не в полном объеме в связи с отсутствием необходимых средств. По итогам I полугодия 2014 г. сумма запросов операторов составила 8,4 млрд. руб. Россвязь приняла решение о возмещении в размере 7,5 млрд. руб. В течение 2014 г. указанные средства операторам универсальных услуг связи перечислены не были.
В итоге у Россвязи образовалась задолженность перед операторами в размере 10,9 млрд. руб. Это произошло в связи с отсутствием у ведомства бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, что в свою очередь связано с внесением изменений в Закон о связи. В марте 2014 г. был изменен механизм их оказания, расширен перечень, а также выбран единственный работающий по этому направлению оператор – ОАО «Ростелеком». Вместо предоставления субсидий финансирование производилось через закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.
Правительством было принято решение о реструктуризации задолженности перед операторами универсальных услуг связи за счет перераспределения средств, предусмотренных Россвязи на финансовое обеспечение УУС в период с 2015 по 2017 гг. Это позволит в текущем году полностью возместить убытки всем альтернативным операторам универсального обслуживания в сумме 1,2 млрд. руб., а также частично погасить задолженность перед ОАО «Ростелеком» и ФГУП «Почта России» в объеме 2,8 млрд. руб. Оставшаяся задолженность (7 млрд. руб.) планируется к погашению за счет аналогичного перераспределения бюджетных ассигнований в 2016 и 2017 гг. На основании приказов Россвязи в 2015 г. была погашена задолженность перед 14 из 15 альтернативных операторов универсального обслуживания в полном объеме, а также частично перед ФГУП «Почта России» (221 млн. руб.). По состоянию на 17 апреля 2015 г. задолженность Россвязи перед операторами универсального обслуживания сократилась до 9,6 млрд. руб.
По договору с ОАО «Ростелеком» последний будет ежегодно получать на оказание универсальных услуг связи 16,3 млрд. руб. Между тем прогноз поступления доходов за счет средств отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания в 2015 г. составляет 14,5 млрд. руб., а в 2016 г. – 14, 2 млрд. руб. Договором предусмотрено, что в случае перечисления ОАО «Ростелеком» сумм в размере меньшем, чем предусмотрено, компания вправе уменьшить объем своих обязательств по оказанию УУС в соответствующем году.
«Объемы финансирования универсальных услуг связи не покрываются суммами отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания. Из-за этого возникают риски оказания услуг не на всей территории России, а также риски финансирования оказания услуг за счет дополнительных средств федерального бюджета», - отметил Сергей Штогрин.
Следует отметить, что согласно письму Россвязи, тарифы на УУС превышают рыночные на аналогичные услуги. Например, тарифы на территории Центрального федерального округа составляют от 3,82 до 10,04 руб./мин., в то время как рыночные примерно от 0,13 до 0,81 руб./мин. Следствием высоких цен является незначительный объем оказываемых услуг и низкий уровень доходов операторов универсального обслуживания.
В заключение своего доклада аудитор сообщил, что в 2012-2014 гг. наблюдается снижение объема оказанных универсальных услуг связи с использованием таксофона на 27,9% и снижения дохода от них на 42,8%. Снижение объема оказанных универсальных услуг связи с использованием пункта коллективного доступа в Интернет - на 66,8 %, а дохода - на 67,3%. «При таком снижении объема оказываемых услуг возникает вопрос о целесообразности планируемого предоставления доступа в Интернет с использованием точек доступа в населенных пунктах численностью 250-500 человек», - резюмировал Сергей Штогрин.
Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты в Федеральное агентство связи, информационные письма – в Правительство, Министерство финансов и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, а также информацию об основных итогах проверки и отчет в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.