Законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и несколько изменений в законодательные акты закрепляют право платежных агентов заключать договоры приема платежей непосредственно с поставщиком услуг.
Агентская схема была законна до появления этого законопроекта. Но в прошлом году из-за изменений в банковском законодательстве, предусматривающих появление банковско-агентской модели, и указания Банка России стало возможным расширительное толкование закона "О банках и банковской деятельности". Чтобы узаконить агентскую модель, министр финансов Алексей Кудрин собрал рабочую группу, которая и разработала ряд законопроектов, теперь ожидающих рассмотрения в первом чтении (см. новость ComNews от 27 июня 2008 г.).
19 сентября Госдума рассмотрит законопроекты в первом чтении. Не дожидаясь этого, заместитель председателя Комиссии по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты Петр Шелищ 9 сентября направил в Госдуму предложения о внесении изменений в законопроекты. По его словам, изменения должны быть приняты перед вторым чтением законопроектов в Думе.
Общественная палата предлагает исключить из законопроекта пункт об обязательной установке контрольно-кассового аппарата на каждый терминал. "Требование установить контрольно-кассовые аппараты исходит от налоговиков для лучшего учета средств, проходящих через терминалы, - пояснил Петр Шелищ. - Но участники рынка неоднократно заявляли о том, что учет лучше осуществлять в центрах платежной системы, где автоматически учитывается сумма, которая прошла через терминал. Кроме того, согласно законопроекту, эти кассовые машинки должны быть оснащены электронной кассовой лентой защищенной (ЭКЛЗ), а она очень дорогая". По мнению Петра Шелища, установка аппаратов на каждый терминал (а их в России насчитывается 400 тыс.) в итоге приведет к увеличению комиссии за платеж до 2,5%. "Все это будет заложено в наши тарифы, нам это, на мой взгляд, совершенно не нужно", - полагает Петр Шелищ.
Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким солидарен с Шелищем. "НАУЭТ всегда была против этой меры, - говорит он. - Та техника, которая годится для терминалов, стоит около 40 тыс. руб. Но одной этой суммы мало: кроме переоборудования сети неизбежны затраты на администрирование". "Огромный бизнес по производству, реализации, обслуживанию и ремонту будет оплачивать потребитель", - негодует Петр Шелищ.
Еще одно необходимое дополнение к законопроекту, считает Шелищ, - внесение изменений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По словам Бориса Кима, если законопроект "О платежах" будет принят без внесения изменений в этот ФЗ, список платежей, осуществляемых через терминалы, заметно сократится. "Если положения закона будут приняты, оплата многих услуг через терминалы - телевидения, билетов, электронных систем - будет запрещена, - поясняет он. - Мы предлагаем расширить список платежей, которые не требуют обязательной идентификации". "Плательщика не нужно дополнительно идентифицировать. Мы, операторы, должны иметь другие данные о нашем абоненте", - уверен президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский.
Кроме того, Общественная палата предлагает исключить из законопроекта "О платежах" норму о том, что все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение как минимум трех лет. "Поскольку эта норма создаст неравные условия для платежных агентов по сравнению с остальными хозяйствующими субъектами, использующими в своей деятельности контрольно-кассовую технику, следовало бы ее исключить", - поясняет Общественная палата в письме Госдуме.
По словам Бориса Кима, законопроект позволит создать правовую основу для нормальной конкуренции. "Российские банки проспали розницу, до недавнего времени массовыми платежами занимался один лишь Сбербанк, - говорит Юрий Домбровский. - Когда банки увидели, что это миллиарды, захотели кавалеристским наскоком войти на рынок микроплатежей. Но уйти от агентской схемы просто невозможно". Борис Ким утверждает, что сумма среднего платежа через терминал составляет 100 руб. "Это важно для банков, - отмечает он. - Проводить микроплатежи банкам экономически невыгодно, их нужно "аутсорсить" в банковско-агентсткую модель".
Татьяна Капустина