Усиление мониторинга деятельности кредитных организаций и появление в банках, получивших господдержку, уполномоченных представителей потребовали создания надежных и оперативных механизмов обмена информацией между удаленными сотрудниками и подразделениями Банка России. Функционал существующего корпоративного портала не предусматривал решения этих задач, поэтому в начале 2009 года был инициирован проект создания специализированного информационного ресурса. Одним из ключевых требований к нему стало обеспечение высокого уровня информационной безопасности.
Целью создания новой системы стало повышение оперативности и качества информационно-аналитического обеспечения и взаимодействия сотрудников Банка России, путем централизации хранения и обработки документов, содержащих информацию ограниченного доступа.
Для того чтобы удовлетворять столь высоким требованиям информационной безопасности обычно используется архитектура сервер/клиент. Но в условиях, когда необходимо охватить около 80 региональных подразделений Банка России, а также обеспечить доступ для удаленных сотрудников, развертывание и поддержка такой системы потребовала бы огромных ресурсов. Компанией IBS было предложено решение на основе защищенного портала с доступом через браузер.
Учитывая важность задачи и сжатые сроки, IBS уже в марте предложила тестовую версию системы на базе продуктов IBM. Одновременно шла разработка технической документации. Требования информационной безопасности учитывались на всех стадиях создания системы: начиная от четкой регламентации на уровне бизнес-процессов и обеспечения разграничения прав доступа вплоть до серьезной доработки стандартного функционала. Именно благодаря модулям, разработанным IBS, удалось обеспечить соответствие портала внутренним положениям Банка России по обеспечению информационной безопасности.
В ноябре 2009 года в Банке России были развернуты необходимые вычислительные мощности, осуществлен перенос ПО и данных с временной площадки, произведен запуск системы в опытную эксплуатацию. Уже на этой стадии были подключены более 340 пользователей и около 30 региональных подразделений. Возможности портала позволяют охватить все региональные подразделения, а общее число пользователей может достигать 1000 человек. В феврале этого года портал прошел приемочные испытания и был передан в промышленную эксплуатацию. Качество работы и важность системы были оценены персонально Председателем Банка России Сергеем Игнатьевым.
Начальник Управления информационного обеспечения Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Лукин Игорь Викторович прокомментировал внедрение новой системы: «Эффективность работы по мониторингу банковской деятельности во многом зависит от оперативности прохождения информации по всей структуре Банка России. И если раньше передача информации от региональных подразделений и наших сотрудников, находящихся на территории банков, не всегда была оперативна, то с появлением нового ресурса обмен данными может производиться практически в режиме online. Вся необходимая информация и документы собраны в одном месте и всегда доступны нашим сотрудникам».
«Уникальность проекта складывалась не только из сложности задачи и высокого статуса клиента, но и из принципиально нового подхода к реализации проекта. Подготовка технической документации шла параллельно с развертыванием прототипа системы. Это позволило в предельно сжатые срок, создать работающую версию, соответствующую требованиям и по функционалу, и по информационной безопасности. Успех этого проекта позволяет нам обсуждать развитие системы и расширение ее функционала, в чем выразили заинтересованность другие департаменты Банка России», - комментирует директор департамента по работе с банковскими структурами IBS Алексей Савельев.