Зарубежные торговые интернет-площадки — AliExpress, JD, eBay и др. — должны платить налоги на территории России, в первую очередь это касается выплат НДС. Об этом сегодня заявил президент Ассоциации компаний электронной торговли (АКИТ; объединяет 20 ретейлеров) Алексей Федоров на заседании рабочей группы по регулированию трансграничной торговли (создана главой администрации президента для исполнения поручений президента по итогам форума «Интернет-экономика 2015»). По его словам, в ближайшее время АКИТ начнет обсуждать с органами власти механизмы, обязывающие иностранных продавцов становиться налоговыми резидентами России. Это необходимо для выравнивания условий работы зарубежных и российских продавцов на рынке, настаивает Федоров.
Российский рынок оказался в правовом вакууме, отметил Федоров в разговоре с корреспондентом РБК. По его мнению, это связано с тем, что семь лет назад «никто ни о каком кросс-бордере не слышал». «В других странах крупные игроки добровольно идут на регистрацию, платят НДС не в стране, где товар был произведен, а там, где его приобрел потребитель», — настаивает Федоров. В зависимости от страны существуют разные условия получения иностранным интернет-магазином статуса налогового резидента: в частности, это может происходить, когда годовой оборот площадки в данной стране превышает определенную отметку — например, €100 тыс., говорит глава АКИТ.
Предложение АКИТ поддержал присутствовавший на мероприятии заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Сатин. Представитель ведомства при этом уточнил, что ФНС занимается только сбором налогов, а нормативно-правовую базу должно разрабатывать Министерство финансов (Минфин). Представитель Минфина, присутствовавший на встрече, не участвовал в обсуждении этой темы. В пресс-службе Минфина не ответили на вопросы РБК.
«Существующие условия для работы иностранных онлайн-магазинов в России не позволяют российским игрокам конкурировать с ними по ценам на товары. Даже если работать с нулевой маржой, цена в российском магазине оказывается выше, чем у китайских, потому что они не платят налоги», — посетовал генеральный директор Ozon Дэнни Перекальски (российские магазины платят НДС, который составляет 18% и включен в цену товара). Он отметил, что не является сторонником ограничительных мер в отношении зарубежных конкурентов. «Мы не настаиваем на выплатах НДС. Можно, например, отменить налог для нас, будем счастливы и мы, и покупатели. Главное — создать равные условия для всех», — объяснил Перекальски.
Пока предложения по налоговой нагрузке для иностранных онлайн-магазинов в России не оформлены. «Мы будем обсуждать различные варианты по выравниванию условий работы российских и зарубежных продавцов. Налогообложение — лишь один из них», — отметил председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов. В рабочую группу «Интернет+торговля», созданную по итогам поручений президента России Владимира Путина, входят как представители российских, так и зарубежных онлайн-площадок. «По возможности» участники группы «постараются достичь некоего соглашения», уточнил Логунов. Первые результаты этого соглашения должны быть представлены в администрацию президента через месяц.
«Я за то, что бы российские и зарубежные компании имели одинаковые права и обязанности при осуществлении деятельности на территории РФ», — говорит советник президента Герман Клименко. Однако введение НДС ему представляется пока малореалистичным: «Звучит хорошо, а на практике будет работать плохо: как сотни тысяч компаний мелких и крупных продавцов, собранных в агрегаторах, смогут зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков у нас?»
Обязать иностранные торговые площадки платить НДС в России — непростая задача. Например, большинство продавцов на eBay являются частными лицами, и обязать каждого из них регистрироваться в России для уплаты налогов попросту невозможно, объяснял глава российского eBay Владимир Долгов.
С ним согласен и руководитель российского подразделения китайского онлайн-магазина JD.com Александр Васильев. По его словам, основную часть посылок из Китая отправляют частные продавцы по почте, которые не оформляют возврат НДС у себя в Китае, и в понимании государства это не является экспортом. «Если их обяжут платить налог в России, им придется делать это дважды, что в конечном счете отразится на цене товара и, как следствие, ударит по кошелькам потребителей», — уверен Васильев. Он также отметил, что если для JD.com, который является онлайн-магазином, регистрация в России не будет сложной с юридической точки зрения, то для частных продавцов на AliExpress это станет проблемой.
Марк Завадский, руководитель развития бизнеса AliExpress в России и СНГ и генеральный директор Alibaba.com, не стал обсуждать с РБК возможные проблемы. «Мы ценим, что российское руководство содействует совместному диалогу с бизнесом в вопросах регулирования рынка трансграничной онлайн-торговли. Alibaba готова принимать в нем активное участие», — сказал РБК Завадский, который не присутствовал на совещании. При этом он отметил, что для многих россиян онлайн-торговля — это «основной, а иногда и единственный способ приобрести товары» по доступной цене, поэтому при принятии решений необходимо «в первую очередь учитывать интересы российских потребителей».
Федоров с представителями иностранных интернет-площадок не согласен. «Транзакции, которые проводят покупатели, проходят сначала напрямую через AliExpress, а уже затем площадка расплачивается с продавцами. Так что AliExpress может сам стать регулятором», — уверен глава АКИТ. Федоров настаивает: AliExpress имеет «уникальные условия для работы» в России, и этот факт подтверждает, по его мнению, доля в 30%, которую занимает китайская площадка на российском рынке.
Алена Сухаревская, Ирина Юзбекова