Сделки слияния и поглощения
В первом половине 2018 года количество транзакций по слияниям и поглощениям в мире, выполненных в отраслях экономики знаний, сократилось на 5% по сравнению с первой половиной 2017 года, согласно данным компании Equite, оказывающей профессиональные услуги в сфере M&A. Данный показатель заметно контрастирует с фактом существенного повышения средних размеров сделок и мультипликаторов оценки транзакций, поскольку многие глобальные покупатели продвигают крупные сделки для своего бизнеса по премиальным ценам в текущей рыночной ситуации с низкими процентными ставками. При этом, как отметили в Equite, есть все признаки того, что программы количественного смягчения в развитых странах мира за последние 10 лет подходят к концу. Начиная с 2018 года, количество сделок в консалтинговой отрасли оставалось стабильным – примерно на уровне последнего квартала 2017 года. Этому способствовало увеличение активности сделок в сегменте управленческого консалтинга на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Управленческий консалтинг стимулировал деловую активность в течение 2017 года, в общей сложности 863 сделки были завершены в течение 12 месяцев, в то время как активность была самой сильной в Северной Америке – единственном крупном экономическом регионе, где наблюдался положительный рост числа приобретений в течение года – на 5%.
В первой половине 2018 года в мировой консалтинговой индустрии было заключено 1181 сделка. Примечательно, что в Северной Америке число завершенных сделок, все же снизилось в соответствии с глобальной тенденцией, сократившись на 3% по сравнению с первой половиной 2017 года. И если во второй половине текущего года такая динамика продолжится, то это может привести к снижению слияний и поглощений на 57 сделок. В Европе, где было заключено 454 сделки в первой половине 2018 года, падение количества сделок стало заметнее по сравнению с прошлым годом, когда снижение составило 8% по сравнению с уровнем 2016 года.
Большая часть сделок проводилась в сегментах ИТ-услуг и управленческого консалтинга. ИТ-услуги и управленческий консалтинг оставались крупнейшими сегментами потока сделок в экономике знаний. По сравнению с первым полугодием 2017 года количество сделок в этих сегментах сократилось, так как покупатели в целом сосредоточились на крупных сделках, которых было не так много. Это может говорить о готовности инвесторов поставить качество выше количества. С другой стороны, растущая стоимость сделок при снижении их количества может вызвать неустойчивое положение на рынке в будущем.
Прямые инвестиции
В ряде трансформационных сделок, которые имели место, участвовали фонды прямых инвестиций. Увеличился объем сделок в области людских ресурсов, чему способствовали сильные глобальные экономические перспективы и сокращение безработицы в развитых странах. Сегмент M&A также умеренно вырос в сегменте медиа-агентств. Несмотря на экономический подъем, слияния и поглощения в сегменте инжиниринга продолжали снижаться.
Иллюстрирующие эту тенденцию, одна из крупных сделок, которые были заключены в области управленческого консалтинга. Компания Ankura приобрела Disputes, Forensics and Legal Technology
(DFLT) and Transaction Advisory Services (TAS), которые являются дочерними структурами Navigant Consulting. Ранее в 2016 году частная инвестиционная фирма Madison Dearborn вложила в Ankura 100 млн. долларов. В тот же период, в менее активном сегменте инженерного консалтинга компания H.I.G. Capital приобрела консалтинговую компанию Conduent в США (ранее известная как Buck Consultants), которая по итогам 2017 года принесла 278 млн. долларов дохода.
В дополнение к приобретению LiquidHub расширяющаяся консалтинговая компания Capgemini по вопросам ИТ и консалтинга приобрела Adaptive Lab, а также лондонскую студию Idean, как часть еще одного крупного направления – это консалтинг в сфере дизайна и рекламы. В первой половине 2018 года компания Accenture также продолжила создание своего цифрового и дизайнерского портфеля M&A, приобретя Meredith Xcelerated Marketing, контент-ориентированного поставщика маркетинга, кросс-канального стратегического консалтинга и творческого исполнения. Между тем, Bain & Company купили в США digital-агентство FRWD. Таким образом, компания продемонстрировала интерес к консалтинговым активам в сегменте digital, не отставая от своих основных конкурентов McKinsey & Company и The Boston Consulting Group.