Экс вице-президент и технический директор «Ренессанс Банка» Андрей Саломатин: В целом дефицит специалистов сохраняется, и особенно это касается уровня middle+ и senior. Острота этой проблемы за последние месяцы немного снизилась, но изменения не носят радикального характера. Грубо говоря, было 500 вакансий на 100 резюме, а теперь 200-300 вакансий на 100 резюме. Уменьшился дефицит в каких-то отдельных сегментах: например, стало значительно легче найти мобильных разработчиков, особенно на iOS, front office-разработчиков, тимлидов и руководителей уровня начальника отдела. Однако сохраняется серьёзный дефицит автотестировщиков, особенно специалистов по нагрузочному тестированию. Ощущаются также и проблемы с подбором аналитиков.
Экс вице-президент и технический директор «Ренессанс Банка» Андрей Саломатин
Заместитель председателя правления МКБ Сергей Путятинский: Есть мнение, что в связи с тем, что ушли ряд иностранных вендоров и часть российских ИТ-компаний - высвободилось огромное количество ресурсов, и теперь можно без проблем нанимать ИТ-специалистов, закрывая ресурсный гэп. Однако дефицит хороших кадров наблюдался всегда, вне зависимости от вышеперечисленных факторов.
Заместитель председателя правления МКБ Сергей Путятинский
Директор департамента HR бизнес-партнерства, проектов и подбора Росбанка Юлия Щербинина: Сейчас для банков приоритетны следующие профили: системные и бизнес-аналитики, backend и frontend разработчики, дата-инженеры, дата-аналитики, системные администраторы, специалисты информационной безопасности. Текущий рынок труда ИТ-специалистов перегрет, эта тенденция не меняется последние годы. Соотношение количества активных резюме к количеству вакансий показывает дефицит кандидатов.
Директор департамента HR бизнес-партнерства, проектов и подбора Росбанка Юлия Щербинина
Руководитель департамента корпоративных ценностей Совкомбанка Надия Имаметдинова: Сохраняется дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, и на текущий момент потребность банков в таких кадрах остается не закрытой. По разным оценкам, на одного опытного кандидата в ИТ-отрасли приходится 10-15 вакансий, что в целом говорит о том, что рынок все еще «кандидатский». При этом молодых и начинающих айтишников на рынке стало много, в них потребности сокращаются.
Руководитель департамента корпоративных ценностей Совкомбанка Надия Имаметдинова
Андрей Саломатин («Ренессанс Банк»): В 2021 году был бум мобильной и front-office разработки. Первых было особенно сложно найти, а их зарплатные ожидания зачастую были в 1,5-2 раза выше, чем у Java-разработчиков аналогичного уровня. Сейчас спрос на мобильных разработчиков и разработчиков front-office решений снизился, а на Java-разработку - напротив, вырос. Также вырос спрос на разработчиков системного ПО (владеющих C/С++). Относительно 2021 года сейчас на рынке возникло такое невиданное ранее явление, как дефицит 1С-разработчиков. По большей части это связано с реализацией программ импортозамещения, в том числе заменой многочисленных решений от зарубежных производителей, таких как SAP, Oracle и др.
Юлия Щербинина (Росбанк): По сравнению с 2021 годом у нас появилось в подборе значительно большее количество Machine Learning-инженеров, дата-аналитиков и риск-аналитиков.
Надия Имаметдинова (Совкомбанк): Мы наблюдаем, что на рынке резко возросла потребность в специалистах по информационной безопасности. В остальном высок спрос на опытных аналитиков, разработчиков, тестировщиков и других ИТ-специалистов. Потребности возрастают с увеличением количества проектов и задач.
Андрей Саломатин («Ренессанс Банк»): Общая текучесть кадрового состава скорее спала по сравнению с прошлым периодом. Это связано, наверное, как с общей нервозностью обстановки - в нестабильной ситуации люди предпочитают прежние места, если там всё понятно, спокойно и надёжно. Меньше стало ситуаций, когда ИТ-специалистов перекупают конкуренты предложениями, например, вдвое большей зарплаты (хотя такое по-прежнему время от времени происходит). Этот тренд оформился, судя по всему, как благодаря сворачиванию целого ряда проектов, так и из-за снижения дефицита - меньше стало ситуаций, когда от HR-службы или ИТ-департамента требуют решить кадровый вопрос любой ценой.
Так что, резюмируя, я бы сказал, что сохраняющаяся нехватка кадров всё-таки превалирует как фактор. Текучка влияет на ситуацию намного меньше.
Юлия Щербинина (Росбанк): Несмотря на рыночные тренды 2023-го, мы поддерживаем скорость закрытия вакансий на неизменно оптимальном уровне. Связываем такие результаты с преимуществами, которые выделяют нас среди многих других работодателей – помимо всех основных «плюшек» (мотивации, оплаты, расширенного ДМС), есть дистанционный формат работы, agile-технологии работы и привлекательная для ИТ-специалистов корпоративная культура. Отметим, что все наши процессы подбора выстроены так, что мы можем сделать предложение о работе кандидату буквально за сутки с момента его знакомства с рекрутером.
Людям нравится работать в Росбанке. У нас благоприятная атмосфера, в которой сотрудники не только развиваются, но и ощущают уважение и свободу в принятии решений. Именно поэтому показатель текучести кадров в ИТ за первое полугодие 2023-го у нас менее 6 %, что является минимальным за последние несколько лет.
Наши конкурентные преимущества на рынке – возможность удаленной работы из любой точки РФ, быстрый и комфортный процесс найма, одна из лучших на рынке программ благополучия и заботы о сотрудниках.
Надия Имаметдинова (Совкомбанк): Сегодня больше сложностей с привлечением, чем с текучкой кадров, но не стоит забывать и про инструменты удержания. С точки зрения привлечения рынок перегрет различными «плюшками» для айтишников, нужно придумывать что-то новое, чтобы привлекать и удерживать лучших.
Мы создаем максимально привлекательные рабочие места для комфортной работы и отдыха, предлагаем обширный социальный пакет, софинансирование отдыха и обучения, в том числе для детей сотрудников, развиваем спортивные корпоративные программы. Одна из фишек Совкомбанка - коворкинг с сокращенной рабочей неделей на море или в горах в Сочи.
Андрей Саломатин («Ренессанс Банк»): У большинства крупных и средних финансовых организаций давно работают стажёрские программы, ориентированные на студентов. Это может быть, например, летняя практика для студентов 3-4 курсов, или привлечение на частичную занятость с трудоустройством в организацию и последующим переводом на полный рабочий день после окончания студентом вуза.
Например, банк, в котором я работал, взаимодействовал как с крупными московскими вузами технической и экономической направленности, так и с вузами Пензы, где был расположен основной центр разработки банка. В коллаборации с МАИ проводился хакатон, по итогам которого ряду участников делались предложения о работе в банке.
Также финансовые организации активно реализуют собственные программы подготовки ИТ-специалистов. Я, например, сам запускал школы Java-разработки и тестирования.
Стажёрские программы и собственные программы обучения - это возможность для организации подготовить лояльную и мотивированную команду на будущее.
Сергей Путятинский (МКБ): Мы чуть более двух лет назад запустили собственный проект «ИТ-Академия МКБ», в рамках которой есть четыре уровня для обучающихся:
Обучение длится три месяца, каждый студент проходит этап экспресс-онбординга. Руководитель - непосредственный куратор - обеспечивает всем необходимым для быстрого старта процесса обучения. В МКБ интерактивная система обучения с использованием видеоматериалов, теоретической и практической базы знаний, а также оценка и тестирование каждого студента. В зависимости от стартового уровня и первоначальной оценки компетенций курс может быть пройден как досрочно, так и полностью.
В банке сейчас работают более 80 выпускников Академии: разработчики, аналитики, девопс-инженеры и т.д. При этом текучка крайне низкая, что говорит о максимальной лояльности и вовлеченности людей. Так, решение кадрового вопроса в ИТ мы видим в развитии «ИТ-Академии МКБ».
Юлия Щербинина (Росбанк): Главным фокусом Росбанка являются эксперты уровня middle и middle+. Мы хорошо знаем эти аудитории и выстраиваем процесс работы в банке согласно их интересам и потребностям. Перспективных junior-специалистов мы также рассматриваем и помогаем им получать все необходимые профессиональные навыки. Так мы запускали несколько образовательных потоков для людей с инвалидностью по JavaScript и SQL. Также у нас есть программа практик и стажировок «Дай Пять».
Надия Имаметдинова (Совкомбанк): Мы придумали уникальный формат для работы со студентами. Кроме стандартных и уже привычных ярмарок вакансий в вузах мы активно участвуем в студенческой жизни и напрямую общаемся со студентами. Например, в этом году запустили новый формат мероприятий – Лига Приключений. Это кейс-чемпионат для студентов, на котором ребята не только решают кейсы как в хакатоне, но и узнают корпоративную культуру банка. Лига приключений также существует в формате бизнес-форума. Здесь мы не только рассказываем о разных направлениях работы в банке, но и проводим полезные воркшопы, лекции, играем в квизы.
Совкомбанк работает с крупными вузами в городах, где функционируют наши центры компетенций – в Новосибирске, Казани, Саратове, Красноярске, Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге.
Андрей Саломатин («Ренессанс Банк»): В банках сейчас активно автоматизируются call-центры – новые поколения нейронных сетей должны дать тут дополнительный импульс. Давно уже роботизируется и автоматизируется деятельность бухгалтерии и операционного департамента. Технологии нейросетей, искусственный интеллект - все это может дать возможность недорого роботизировать дополнительные процессы, в которых ранее было сложно/нерентабельно заменять людей машинами. Однако я бы не ждал того, что в ближайшее время роботы полностью смогут заместить даже таких банковских специалистов.
Если же говорить об использовании технологий ИИ в разработке программного обеспечения, то их ниша - это скорее функционал дополнительных помощников, которые, возможно, позволят сократить затраты на разработку на 20-30 %. Плюс, та же самая автоматизация рутинных операций. Например, мои команды разработки автоматизировали распределение дефектов между разработчиками, используя нейронную сеть: алгоритм выбирал, какому разработчику лучше назначить тот или иной дефект, и делал это не хуже, чем тимлид.
Юлия Щербинина (Росбанк): Росбанк постоянно развивает и улучшает процессы для кандидатов и сотрудников – они становятся еще проще, быстрее и удобнее. Нам важно продолжать поддерживать имидж компании без бюрократии. У нас автоматизированы многие процессы, включая HR-цикл: отпуска, командировки, карьерное развитие, адаптация. Например, у нас появилось кастомное решение по КЭДО (кадровый электронный документооборот), которое работает на базе нашего банковского мобильного приложения. Теперь сотрудникам можно никуда не ездить и все подписывать онлайн. Бережем природу, время и силы!
ICT-Online.ru: Большое всем спасибо за беседу!