Краткий обзор национальных доменов

Сегодня любой человек может зарегистрировать домен. Он может выбрать из сотен доменных зон, тем более последние несколько лет активно развиваются тематические – типа .club, .shop, .xyz и других. Однако, по-прежнему, повышенным спросом пользуются так называемые национальные домены. В данной статье рассмотрены особенности рынков национальных доменных имен.

 

Об этом нам рассказывает Елена Минина, руководитель проекта Domenus.ru (ГК ФИЛАНКО).

Первые национальные домены появились в 1985 году: американский .us, британский .uk, и израильский .il. Сначала Великобритания выбирала между доменами .uk и .gb, но первый вариант в итоге стал более популярен.

Развитие национальных доменных зон зависит от многих факторов, к ключевым из которых относятся средняя стоимость регистрации доменного имени и наличие ограничений на регистрацию доменов в отдельных странах.

Национальные домены входят в группу доменов верхнего уровня. Национальные домены состоят из двухбуквенных кодов стран (например, RU - домен, принадлежащий России, US – домен США). В общей сложности на сегодняшний день насчитывается порядка 250 национальных доменов. Делегированием национальных доменов занимается международная некоммерческая организация ICANN. Их администрирование входит в компетенцию некоммерческих структур, как правило, они осуществляют общее руководство. Право регистрировать домены отведено специальным компаниям – регистраторам.

Закрытые и открытые национальные домены – в чем различия?

Национальные домены бывают двух видов: открытые и закрытые. В каждой стране действуют свои ограничения на регистрацию, в зависимости от принципов и правил, установленных администраторами национальных доменов. Открытые домены стремительно развиваются, поскольку правила регистрации здесь достаточно демократичные. К подобным доменным зонам относятся .RU (Россия), .DE (Германия) и .CN (Китай). С закрытыми доменными зонами дела обстоят гораздо сложнее: владельцами доменов могут выступать только пользователи, проживающие в данной стране, или фирмы в ней зарегистрированные. Как правило, подобные доменные зоны растут слишком медленно, в качестве примера можно рассмотреть домены Ирландии (.IE) или Швеции (.SE).

Особняком стоят национальные домены с отдельными ограничениями, их называют условно открытыми. Например, в некоторых странах на одно физическое или юридическое лицо можно зарегистрировать всего лишь один домен. Подобные ограничения влияют на развитие доменных зон, их популярность и рост числа активных пользователей, а, следовательно, такая доменная зона развивается медленно. Изменению ситуации может поспособствовать только пересмотр соответствующих законодательных актов той страны, к которой относится домен.

 

Рейтинг национальных доменов

Какие же доменные зоны являются самыми крупными по числу зарегистрированных доменов? Более 31 млн. адресов зарегистрировано в доменной зоне .TK, поэтому Токелау находится на почетном первом месте. Дело в том, что регистрация домена в этой доменной зоне бесплатна, а окупается она за счет рекламы, средства от которой составляют порядка 1/6 ВВП этого островного государства. Вторую позицию рейтинга занимает Китай, в зоне .CN зарегистрировано более 20,6 млн. адресов. В зоне .DE зарегистрировано более 16 млн. пользователей, и Германия оправдано занимает третью строчку рейтинга. В зоне .UK, принадлежащей Великобритании, насчитывается более 12,1 млн. адресов. На пятом месте находятся Нидерланды (.NL) – более 5,6 млн. доменов. Россия, пытающаяся не отставать от других стран, упрощая правила регистрации доменов, занимает 6 место. На сегодняшний день в зоне .RU количество зарегистрированных адресов пересекло отметку 5,4 млн.

Существует целый ряд факторов, которые оказывают непосредственное влияние на развитие национальных доменных зон. И многое в данном вопросе зависит от количества активных пользователей сети, а также стоимости регистрации домена в сравнении со средним доходом в государстве. Так, в Германии зарегистрировано около 44 млн. активных пользователей интернета (что составляет примерно половину населения страны), практически каждый немец может себе позволить регистрацию домена.

В Китае доступ к ресурсам интернета имеет меньшее количество пользователей (на 2016 год таких «счастливчиков» зарегистрировано около 150 млн.), но домен .CN продолжает активно расти благодаря неизменно высокому росту количества населения. То же самое можно сказать про доменную зону .RU. Однако в России активный рост пользователей сдерживается завышенными расценками на подключение к глобальной сети в отдельных субъектах Российской Федерации. Тем не менее, сегодня любой совершеннолетний россиянин может приобрести практически любой национальный, международный или тематический домен (за исключением ряда закрытых доменных зон).

Кстати, по состоянию на 2016 год доменная зона США .US не входила даже в первую десятку рейтинга и насчитывала лишь около 1,7 млн. зарегистрированных доменов. И это не смотря на то, что Соединенные Штаты первыми создали собственную национальную доменную зону, а по количеству жителей с доступом в интернет значительно опережают Россию, Китай и Европу. Дело в том, что до 2002 года домены .US предназначались только для правительственных организаций и органов власти США. К тому моменту многие американцы и частные компании уже имели домены в таких международных доменных зонах, как .COM, .NET, .ORG и других.

                                                                                                                                                                                           

               

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Web

Ключевые слова: веб, домен