Руководитель управления маркетинга ЭОС Надежда Шалимова: Общих для всех правил немного. Я выделю три. Первое – прежде чем организовать обучение, нужно знать, кого будешь учить. Нужно изучить аудиторию, и не только с точки зрения половозрастных и образовательных характеристик. Необходимо знать, каким оборудованием и навыками онлайн-взаимодействия владеют обучаемые. А также важно выяснить, какие цели преследует обучаемый, по обязанности он слушает курс или это его осознанный выбор. Исходя из этого и нужно строить учебный процесс и выбирать формы подачи материала, обратной связи и контроля.
Руководитель управления маркетинга ЭОС Надежда Шалимова
Второе. Всегда нужно учитывать вероятность форс-мажора и наличие отвлекающих факторов – как на стороне преподавателя, так и на стороне обучающихся. При дистанционном обучении высока вероятность «потерять» слушателя из-за сбоев в технике, на онлайн-сервисе, нестабильного Интернета. Кроме того, в случае онлайн-обучения заметно сложнее удерживать внимание слушателей, заметно больше отвлекающих моментов. Знаю о случаях, когда студенты не получали зачеты, так как у них отказала веб-камера в самый неподходящий момент, ребенок внезапно выключал компьютер или просто требовал внимания. Если для учебного процесса важен 100 % охват, следует подумать о резервном времени и/или резервных платформах и каналах. И просто держать в уме, что форс-мажор может случиться в любой момент и быть готовыми оперативно перестроить план семинара и все-таки донести необходимую информацию.
Третье. Не всему легко научить онлайн. Всегда будут оставаться предметы и темы, которые потребуют «живого» общения при преподавании. По большей части это касается практических навыков, когда обучаемый должен научиться что-то делать на физическом оборудовании, которого у него нет. Химические опыты, эксперименты, работа на чем-то, настройка и регулировка чего-либо (например, прибора или технического устройства) и так далее.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом компании STEP LOGIC Ирина Гришина: По специфике своей деятельности IT-компании имеют больший, чем организации из других отраслей, опыт удаленного взаимодействия, в том числе и в направлении обучения. Во-первых, наши сотрудники в основном обучаются онлайн. Раз в неделю мы сами проводим вебинары и удаленные обучающие сессии для коллег и партнеров. Кроме этого, STEP LOGIC имеет обширные компетенции в построении информационной среды для дистанционного взаимодействия. Этот опыт позволил нам разработать некоторые универсальные правила успешного онлайн-обучения. Приведу пять наиболее важных из них на мой взгляд.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом компании STEP LOGIC Ирина Гришина
Проверяйте надежность окружения. Успех онлайн-обучения во многом зависит от оборудования, с помощью которого вы его проводите. Если оно подведет, то урок будет сорван. Сюда можно отнести работоспособность «железа», надежный софт, скорость интернет-соединения. Заранее позаботьтесь о слушателях, сообщив им все требования к оборудованию и программам. По возможности проведите тестовое занятие.
Выстраивайте комфортный для всех режим занятия. Онлайн-обучение имеет свой план проведения занятий. Как показывает практика, оно более утомительно как для учеников, так и для слушателей, чем уроки в оффлайне. Старайтесь не быть монотонными, если вы ведете занятие. Необходимо демонстрировать на экране больше интерактива, удерживающего внимание слушателей. Помните, что онлайн-обучение - это не только лекции, но и подкасты, книги, видео и многое другое. Если вы находитесь в роли слушателя, то не будьте пассивны. Хорошая практика – поставить себе цель задать определенное количество вопросов по теме занятия и получить на них ответы.
Закрепляйте знания на практике. Университетская проблема, пришедшая к нам из XX века, - теоретический характер образования. Следите за тем, как много времени в курсе уделяется практике. Во многих направлениях онлайн-обучения можно проводить лабораторные и практические занятия.
Обратная связь. Продумайте форматы и инструменты отслеживания и оценки прогресса обучения. Для слушателей рекомендуем построить собственную систему самоконтроля успеваемости. Так будет проще контролировать процесс получения необходимых знаний и формировать вопросы к преподавателю. Не забывайте, что онлайн-обучение - это «дорога с двусторонним движением», которая строится на взаимодействии преподавателя и учащегося.
Определитесь с мотивацией. В любом обучении решающим фактором всегда выступает мотивация. При должном желании к получению конкретных знаний формат обучения играет второстепенную роль. Перед тем, как начать тот или иной курс, поработайте с осознанностью. Задайте себе вопрос, зачем вам нужны эти знания, стоит ли тратить на них средства и время.
Следуя данным рекомендациям, можно выстроить качественный процесс онлайн-обучения, который позволит получить нужные знания и применить их на практике.
Операционный директор группы компаний Angara Дарья Николаевская: Залог эффективности обучения, независимо от того, онлайн оно или офлайн, – это обеспечение максимальной вовлеченности студентов. В онлайн-формате это достигается с помощью проектирования курса в виде симулятора, когда учащийся не только знакомится с теоретической частью (слушает лекции или читает материалы), но также выполняет практические задания. Максимум эффекта достигается тогда, когда практическое задание носит не разовый, а длительный характер, то есть состоит из подзадач в рамках отдельных занятий – от спроектировать и решить кейс до найти на просторах Интернета правильный ответ на вопрос с «заковыркой». Дополнительным плюсом может стать необходимость переключения студента между разными вспомогательными ресурсами при выполнении заданий. Также хорошо сразу давать обратную связь по задачам, а не предлагать студенту подождать, когда преподаватель обработает результаты.
Операционный директор группы компаний Angara Дарья Николаевская
Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» (входит в группу компания ЛАНИТ) Юлия Шикова: Современные технологии позволяют организовать дистанционное обучение, по эффективности не уступающее очному. Однако результат будет только при соблюдении следующих условий: оценка уровня слушателей до начала обучения с целью адаптации учебной программы – это может быть входное тестирование или собеседование; методическая подготовка/разработка курса с учетом дистанционности – эффективный дистанционный курс не может быть «срисован» с очного курса, у него свои правила и особенности; регулярная обратная связь – голосования, мессенджеры, общие чаты, видеозвонки, электронная почта; комфортный педагогический дизайн, ориентированный не только на качество контента, но и учитывающий восприятие конкретной аудиторией, возраст, технические навыки; возможность проверки знаний и отработки практических навыков – тесты, задания, тренажеры-симуляторы, лабораторные работы.
Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» (входит в группу компания ЛАНИТ) Юлия Шикова
Коммерческий директор компании Treolan Игорь Белик: Самая важная составляющая успешного онлайн-образования – умение педагога удержать внимание аудитории. Техническая сторона дела – канал, компьютер, ВКС, это все решаемо. А контакт с людьми очень тяжел даже для тех педагогов, кто на очных уроках прекрасно держит аудиторию. Если ученик переключается, теряет концентрацию, тренер должен это уловить. Нужна либо высочайшая самодисциплина у студентов, либо безумно интересный, адаптированный под канал распространения контент, либо и то, и другое. Когда мы переводили свои семинары в режим онлайн, часть наших инженеров научились вести вебинары на удивление хорошо, но это не обязательно те же самые инженеры, кто виртуозно преподает очно.
Коммерческий директор компании Treolan Игорь Белик
Вообще же, ИТ-бизнес, связанный с продажей и сопровождением железа, с обучением мало завязан. Конечно, есть ИТ-компании, которые специализируются на образовании, делают контент для курсов. Но и для образовательных академий кризис, как ни парадоксально, оказался не очень позитивным. Казалось, что люди в кризис будут за дистанционное обучение. Но запуск соответствующих процессов требует массы согласований. В ситуации локдауна, когда все по домам, это не очень просто.
Директор Учебного центра РДТЕХ Марина Кондратенко: Первое правило – отсутствие технических сбоев и хороший виртуальный класс. Ничто не спасет курс, если «сбоит» техническая составляющая. Второе правило – визуальное присутствие слушателей. Слушатели должны включать камеры. Иначе преподаватель рискует упустить либо несколько слушателей, либо вообще всю аудиторию и превратить курс в собственный монолог.
Директор Учебного центра РДТЕХ Марина Кондратенко
Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов: По нашему опыту, успех онлайн-обучения складывается из эффективной организации процесса, умения работать с технологиями, а также равноценного доступа к технологиям всех участников. Организаторам обучения в онлайн-формате всегда нужно формулировать для участников цели – конечные и промежуточные – и ожидаемые результаты. А сами занятия должны быть четко структурированы по форме. При этом преподавателям следует применять техники привлечения внимания и метод edutainment (игровое обучение), поскольку в онлайне легче отвлечься и сложнее концентрироваться всем – и детям, и взрослым. Для эффективного выполнения домашних заданий важно организовать доступ к записи занятия и наладить обратную связь со всеми участниками.
Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов
Пользоваться платформами для онлайн-обучения и приложениями учителям достаточно на базовом уровне – чтобы подготовить материалы, подключиться, организовать работу учеников, записать занятие. В технологическом плане, скорее, больше проблем бывает с надежностью и качеством каналов связи. Здесь нужно стремиться к равноценному доступу всех участников, к хорошей аудио- и видеопередаче.
Руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков: Можно назвать три основных компонента, влияющих на качество дистанционного образования. Первый – это материально-техническая база: подбор оборудования, обустройство каналов связи, выбор онлайн-ресурсов, образовательных программ, систем прокторинга, форм отчетности и так далее. Без надежного ИТ-фундамента организовать удаленное обучение невозможно. В частности, при выборе онлайн-платформы, на базе которой будет организован учебный процесс, важно учитывать особенности аудитории, степень ее цифровой грамотности. В свободном доступе обязательно должны находиться инструкции по взаимодействию с ресурсом.
Руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков
Второй компонент – это контент. Дистанционное обучение подразумевает, что сам формат восприятия информации значительно отличается от классического. Необходимо, чтобы весь контент был не просто оцифрован, но и наглядно упакован: помимо онлайн-лекций могут использоваться графические материалы, видео, аудиоматериалы, интерактивные форматы. Важно уметь работать с информацией и понимать, как та или иная форма подачи воспринимается конкретной аудиторией. Для тех специальностей, где обучение невозможно без практики, могут использоваться симуляторы или компоненты сетевого обучения (студент может выполнять практические задания, физически находясь в специально оборудованном кабинете, а преподаватель контролирует его работу удаленно по видеосвязи).
И наконец, третий компонент – это мотивация. Именно психологическая неготовность преподавателей и учеников часто оказывается одним из главных барьеров при переходе к новому формату обучения. Многим ученикам (особенно это касается младших классов) на «удаленке» сложно дается самоорганизация, так как они не видят конечной цели данного процесса. Поэтому, на мой взгляд, полный переход на дистанционный формат даже в будущем возможен прежде всего в сфере профессионального образования, когда человек приходит за получением определенных нужных ему в работе знаний.
Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова: Успешным онлайн-обучение можно назвать, когда оно проходит без технических помех, в правильном и удобном формате, с использованием современных методологий и подходов, с интересным контентом, от которого учащимся не хочется отрываться. Совокупность этих основных факторов позволяет слушателям получать и усваивать знания в полном объеме, что и является одной из главных задач обучения.
Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова
С точки зрения технологической оснащенности для успешного онлайн-обучения должны выполняться все основные требования, предъявляемые к любой ИТ-системе: обеспечить непрерывность процесса, устойчивость к нагрузкам, масштабируемость и безопасность и далее по списку. При этом необходимо минимизировать требования к программному обеспечению и «железу» на стороне слушателей, обеспечить доступ через браузер и мобильные устройства и приложения. При этом важно определиться какие системы наилучшим образом соответствуют задачам обучения. Поскольку разным форматам обучения соответствуют разные технологии. Например, для переноса в онлайн лекций, совещаний, школьных уроков, зачастую достаточно видео-конференций. Просто, быстро удобно. Мы используем свой собственный продукт «Цифровой офис «ВОЛНА». Для проведения дистанционного обучения на основе курсов с элементами тестирования чаще всего используют специализированные платформы LMS (Learning Management Systems), на базе которых создаются эти курсы. И здесь необходимо заранее разработать курсы, тесты, подобрать иллюстративный материал, проработать последовательность действий и многие другие аспекты, что требует значительного времени и средств, привлечение ряда специалистов, включая по UI/UХ. Системы такого класса нам предоставляют вендоры для обучения наших сотрудников новым продуктам и технологиям, специфике продаж. А проведение практических лабораторных работ через интернет – это отдельная сложная история, которую не для всех предметных областей можно реализовать, и чаще всего требуется заказная разработка с использованием облачных сред.
С точки зрения учебного процесса - дистанционное обучение подчиняется всем правилам очного обучения. И в его основе так же лежат методология обучения и желание слушателей учиться. Если при очном обучении преподаватель может четко контролировать поведение слушателей, даже если они прячутся за спины товарищей или прикрывают смартфон рукой, то в онлайне слушатель может отключить звук и слушать музыку, поставить статичную картинку и вообще отойти от компьютера и заниматься своими делами. Другими словами в онлайне функции внешнего контроля со стороны преподавателя все больше смещаются в сторону самих слушателей. Необходимо перестраиваться и формировать другую культуру поведения. Перевод из категории «пуш-проталкивания» в «пулл-вытягивание», когда знания не впихивают насильно, а слушатель сам стремится получить как можно больше знаний. Таким образом дистанционное обучение становится еще одним элементом формирования самостоятельной ответственной личности.
Заместитель директора компании ICL Services по обучению и развитию персонала Оксана Томилец: Для любого обучения всегда работает простая формула «цель = результат», и этот желаемый результат определяет формат достижения цели (т.е. то, как мы будем это делать, за счет каких шагов). Однако, есть ряд универсальных правил успешного онлайн-обучения: хорошая площадка \доступность с разных устройств; качественный визуальный контент; модульность курса; продолжительность одного занятия не более 1,5-2 часов; обязательная и регулярная обратная связь.
Заместитель директора компании ICL Services по обучению и развитию персонала Оксана Томилец
Директор Учебного центра ФОРС Дмитрий Романов: Основное правило – учиться очно! Мы убеждены, что ничто не заменит «живого» контакта с преподавателем и коллегами по обучению. Онлайн обучение следует рассматривать только в случае отсутствия другого выхода - когда нет возможности физически приехать к месту обучения, необходимо постоянно присутствовать на рабочем месте, либо вследствие иных обстоятельств, ограничивающих передвижение слушателя. Если такое случается, то дистанционное обучение – это единственный выход, но оно должно отвечать ряду требований, чтобы по завершении курса слушатели смогли овладеть знаниями в полной мере.
Директор Учебного центра ФОРС Дмитрий Романов
Во-первых, очень важен правильный выбор платформы. Наиболее популярные площадки для видеоконференцсвязи для этого не подходят категорически. Эти платформы не предназначены для обучения. При выборе подходящей платформы следует руководствоваться рядом критериев, но самое важное – удобство взаимодействия преподавателя со слушателями. Мы в своём Учебном центре используем две такие специализированные площадки для обучения – основную и резервную, которые предоставляют возможность вести онлайн чаты, проводить практические занятия и подключаться к виртуальным машинам.
Во-вторых, мы пришли к выводу, что, помимо преподавателя, нужен специальный человек для контроля связи с другой стороной, чтобы непрерывно обеспечивать доступность сеанса связи для всех пользователей. То есть, он осуществляет технические функции мониторинга непрерывности процесса обучения.
В-третьих, крайне важен уровень подготовки преподавателей, их опыт подобной работы, хорошая дикция, наличие качественного оборудования, чтобы всем было хорошо видно и слышно.
В-четвертых, необходимо наличие в оцифрованном виде всей обучающей литературы. И, наконец, желательно не превышать рекомендованное число слушателей, которое составляет 14 человек в одной группе. При большем числе учащихся трудно обеспечить индивидуальный подход и высокий уровень обучения в целом.
Надежда Шалимова (ЭОС): Совсем просто и без каких-либо проблем – такого не было ни у кого, если говорить о категориях обучаемых в общем. Дистанционное обучение на текущем этапе развития технологического обеспечения учебного процесса и при имеющейся методической базе далеко не всегда может стать полноценной альтернативой очному. Проще говоря, не все можно изучить в виртуальной среде, и не все категории обучающихся психологически, технически и технологически подготовлены к удаленной форме взаимодействия с преподавателями.
Относительно легче и проще было студентам, получающим первое профессиональное образование. У них наилучший уровень владения необходимыми навыками (особенно если сравнивать с более старшим поколением – слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации). У них практически нет психологических барьеров, мешающих восприятию материала в дистанционной форме, а в сравнении со школьниками выше самоорганизованность (да и просто самостоятельность) и лучше техническая оснащенность. Конечно, и для этой категории не обошлось без проблем. В частности, пострадали практические занятия, так как некоторые из них просто невозможно перевести в онлайн. Сложности возникали на этапах контроля знаний, не везде Интернет выдерживал нагрузку, могло внезапно отказать оборудование (как на стороне преподавателя, так и у студентов).
Улучшить можно многое, а в первую очередь требуется разработка специальных методик дистанционного обучения для различных дисциплин. Пока во многих случаях преподаватели самостоятельно адаптируют те, что использовались для традиционного учебного процесса. И результаты такой адаптации не всегда удовлетворительные.
Труднее всего пришлось при организации дистанционки для школьников. Не зря Интернет заполнили и анекдотические, и реальные истории про родителей, пострадавших от неожиданного новшества в обучении детей. Для многих семей это стало двойной нагрузкой: собственная «удаленка», когда не всегда можно изолироваться от домашних и элементарно сосредоточиться, накладывалась на необходимость не только контролировать процесс учебы ребенка, но и активно участвовать в его организации. Бытующее мнение, что сейчас компьютер, ноутбук или планшет есть в каждой семье, на деле оказалось далеким от реальности. Некоторые семьи, как выяснилось, не могут себе позволить современные гаджеты, не пользуются дома Интернетом, следовательно, не имеют возможности подключиться к учебному процессу. Где-то власти или благотворительные организации пытались организовать сбор технических устройств для таких семей, где-то родители сами искали технику по знакомым и родственникам, а где-то самоустранились от проблемы.
Ненамного легче было школам. Техническая оснащенность и квалификация персонала в учебных заведениях различается не только по среднему уровню в разных регионах, но и сильно варьируется в пределах одного крупного города или субъекта РФ. Как оказалось, многие школы просто не смогли организовать полноценное удаленное обучение. Не зря регионам было разрешено завершить учебный год раньше срока – это ярче всего показывает сложность проблемы и нерешенность ее на данный момент.
Что делать, чтоб такого впредь не допустить? Нужен комплекс мер на случай повторения ситуации. Эти меры не столько сложны по исполнению, сколько требуют масштабных вложений. Может быть, какая-то государственная программа, государственная поддержка и школам, и семьям. В любом случае самостоятельно школы не смогут ничего сделать. Так же, как и семьи. Обязать всех приобрести современную технику не получится, да и финансовые возможности не позволят.
Дарья Николаевская (Angara): Проще всего было людям с устойчивой психикой и крайне высокой мотивацией получать новые знания любым способом. К концу апреля среди популярных поисковых запросов в Google появилось словосочетание Zoom fatigue – «усталость от Zoom». Во время многочасовых виртуальных коммуникаций, которые и покушаются на личное пространство, и требуют прямого зрительного контакта, возникает перегрузка. Исследования, изучающие взаимодействие человека с виртуальным миром, показывают, что ученики, за которыми непрерывно следит учитель по видеосвязи, демонстрируют большие успехи в учебе, но жалуются на истощение и дискомфорт от уроков.
Более или менее успешно с переходом на «дистанционку» справились краткосрочные коммерческие проекты. Например, очень многие хвалили опыт детского лагеря «Камчатка», а также летнюю онлайн-лабораторию «Умной Москвы».
Мне кажется, что сложнее всего было детям и их родителям, а также тем студентам, которые в период пандемии сочетали работу, предполагавшую постоянные видеоконференции, с учебой онлайн. Вопрос с детьми можно решить, повысив степень непредсказуемости обучения, чтобы в конце каждого урока для ребенка оставался открытым вопрос «Что дальше?», а также добавив, например, требование к родителям (или школе) формировать подсобный учебный материал. Допустим, коробки с «раздаткой» для изучения тех или иных уроков (химии, физики, биологии и т. д.).
Юлия Шикова («Сетевая Академия ЛАНИТ»): Проще всего было тем категориям слушателей, которые уже были привычны к удаленному формату обучения - в основном, это ИТ-специалисты, маркетологи, аналитики. Хорошее знание технологий и аналитический склад ума позволяет им легче усваивать информацию в digital-формате. Однако даже среди них немало тех, кто предпочел бы очное обучение с полным отрывом от производства и личным контактом с одногруппниками и преподавателями.
Всегда есть то, что можно улучшать, – например, использовать искусственный интеллект для выстраивания индивидуальных траекторий обучения. Технологии в образовании не стоят на месте, их нужно только грамотно использовать, чтобы не скатиться в излишнюю геймификацию в ущерб усвоению знаний.
Непросто пришлось школьникам, студентам и их родителям. Прежде всего, им мешал эмоциональный шок и множество отвлекающих факторов. К тому же у учащихся проявился дефицит навыков самоорганизации, обучения без тотального контроля. Программы и подходы к обучению в образовательных учреждениях не были рассчитаны на дистанционный формат, не была подготовлена инфраструктура для того, чтобы обучение было комфортным и эффективным. Трудно учиться дистанционно и старшему поколению. Мы обучаем слушателей предпенсионного и пенсионного возраста. Им даже очное обучение работе с компьютером дается нелегко, а удаленный формат требует уже имеющихся знаний.
Что делать? Внедрять дистанционные технологии в учебных заведениях, использовать digital-инструменты в построении учебного процесса, готовить к этому не только слушателей, но и педагогов. Даже если режим самоизоляции больше не вернется, смешанное обучение позволит обучать более эффективно.
Игорь Белик (Treolan): Проще всего было детям, дошкольникам, которым не с чем сравнить удаленные занятия по подготовке к школе. Им было просто интересно позаниматься за компьютером. По направлениям обучения в наибольшем выигрыше оказались языковые курсы. Их слушатели без особых проблем перешли в конференции, этот контент доводится через Интернет не менее качественно, чем в оффлайне. Можно сказать, что улучшилось положение школьников и студентов, которые в силу разных причин и раньше не посещали школу регулярно или не посещали очных уроков вовсе. Качество контента, которое они получали весной 2020 года, сравнялось с общим.
По моим личным наблюдениям, особенно тяжело пришлось старшим школьникам и студентам - из-за отсутствия общения, контакта со сверстниками и преподавателями, даже если претензий к контенту не было. Кроме того, в школьном образовании есть СНИПы и нормы, запрещающие использование ребенком компьютера свыше определенного числа часов. Думаю, что школьное образование остаться дистанционным не может никак. Детям это интересно, но это не есть хорошо. Мы не должны отказываться от очной школы, в онлайне качество школьного образования страдает.
Самое неприятное – период дистанционной учебы вскрыл проблемы цифровой дискриминации. Запуск программ цифровизации в образовании направлен на то, чтобы унифицировать школу в любом месте в стране по программному и аппаратному обеспечению. Школы делают однотипными, это правильно, не должно быть привилегированных школ в богатых субъектах. Регионы получают из бюджета деньги и покупают оборудование. Если городу и селу давать равные возможности, жители сел смогут разобраться с технологиями не хуже, чем горожане.
Но даже это не решает проблему с надомным образованием учеников. Дети из семей, где есть высокоскоростной Интернет, качественные поставщики контента и гаджеты у каждого, были в преимущественном положении по сравнению с теми детьми, у которых нет хорошего Интернета и один компьютер в семье на всех. Если переводить всех учеников страны на онлайн - нужно всем выдавать одинаковые устройства для доставки контента, чтоб более модная железка не могла дать преимущества. Это неравенство необходимо пресечь на корню, это страшнее, чем субъективное «нравятся – не нравятся». Это равносильно тому, как если бы за деньги состоятельных учеников сажали ближе к учителю, чтоб ученики лучше слышали, а у кого нет денег – тех отправляли в отдельный класс подальше от учителя.
Марина Кондратенко (РДТЕХ): Тяжелее всего пришлось преподавателям в школах, в особенности тем, кто не имел опыта дистанционного преподавания. В силу отсутствия возможности непосредственно оценивать реакцию обучающихся, степень концентрации их внимания на предмете, степень включенности в процесс и, к сожалению, отсутствия возможности адекватной проверки степени усвоения знаний (мы прекрасно понимаем, что Google знает многое, но мы же не Google учим, а Сашу Иванова, а Саша Иванов спрашивает Google).
Важно: при дистанционном формате обучения слушатель должен существенно сильнее концентрировать внимание и на материале, и на преподавателе, и (что сложно) – на соучениках. В очном формате задача концентрации слушателей на процессе обучения – скорее задача преподавателя, чем слушателя. В дистанционном формате – задача в равной степени и на том, и на другом.
Светлин Савов (FTS Russia): По опыту коллег и рассказам клиентов можно сделать вывод, что проще всего в онлайн перешли студенты. И у студентов, и у преподавателей вузов к этому времени уже естественным образом сложилось понимание и практика, как учиться и учить с применением технологий удаленного доступа, веб-сервисов, офисных и мобильных приложений. Однако если говорить о технической стороне, стандартные платформы дистанционного образования, которые используются в вузах, не очень удобны, у них не хватает функциональности. Например, есть функция загрузки домашних заданий, но недостаточно развит функционал дискуссий, обратной связи, связи с коллегами-студентами.
Сложнее всего адаптировались младшие школьники и их родители. В дистанционном обучении родители стали полноценными участниками процесса, не только помогали с домашними заданиями, но часто объясняли материал детям. Так получилось не только из-за недостаточной практики учителей с организацией обучения в онлайне, но из-за проблем с техническим оснащением – как в школах, так и в семьях. Возможно, стоит стандартизировать ПО, которое используется в школах для организации онлайн-обучения, с невысокими требованиями к ресурсам и каналам связи.
Другой проблемой, на которую пришлось много жалоб со стороны родителей, стала плохо организованная внеурочная и организационная коммуникация учителей и родителей, родителей между собой. Повсеместно для общения использовали мессенджеры, к которым все привыкли в повседневной жизни. Но групповое общение в них сложно координировать. Для решения этого в будущем стоит доработать функционал условной стандартизованной платформы, где ведутся онлайн-уроки и выкладывается материал, под общение и обратную связь, с уведомлениями и мобильным доступом. Чтобы это работало, важно воспроизвести накопленный пользовательский опыт по навигации и использованию приложения для общения – как в привычных соцсетях и мессенджерах.
Алексей Щербаков (Softline): На дистанционное образование проще всего перейти людям с высокой степенью мотивации, заинтересованным в изучении нового. Если говорить о возрасте, переход легче всего дается представителям молодого поколения, которые уже используют цифровые технологии в жизни: самостоятельно ищут информацию в Интернете, совершают покупки онлайн, общаются с друзьями в мессенджерах. Для старшего поколения это непривычно, поэтому им требуется больше времени, чтобы вникнуть в особенности работы тех или иных технологий. Чтобы облегчить переход, важно организовать учебный процесс на максимально прозрачной и доступной платформе и обеспечить наличие подробных инструкций по ее использованию.
Анна Терехова («Интерпроком»): В силу специфики своей работы без проблем вписались в новую реальность ИТ-компании. Они не только сами быстро перешли на удаленку, но и активно помогали своим заказчикам. Например, компания «Интерпроком» помогла РАН впервые провести общее собрание в цифровом формате. Что касается перехода школ и ВУЗов в онлайн, это была экстренная мера, и как показал опыт, не все оказались готовы к такой кардинальной перестройке в силу объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов.
Оксана Томилец (ICL Services): Легкий переход и успешное прохождение обучения в дистанционном формате зависит, прежде всего, от уровня развития так называемых digital skills (цифровых навыков). К базовым функциональным навыкам относятся: умение обращаться с устройствами (правильно включить и подключить, выбрать нужные настройки, зайти в Интернет, создать аккаунты, найти нужную информацию или ресурс в сети, знать как работать с файлами), мелкая моторика для печати на клавиатуре, работа с сенсорными экранами, понимание визуальных подсказок. Из-за нехватки этих навыков в период самоизоляции большое количество людей столкнулись с рядом сложностей при переходе на дистанционное обучение.
Проще говоря, перейти на онлайн было легче тому, кто с этим онлайн, да и в целом с IT, хорошо знаком. Тому, кто активно сам «сёрфит» в Интернет, а не просто кликает по присланной в WhatsApp ссылке. Тому, кто ориентируется в настройках и может подстроить платформу под себя, разобравшись во всех «кнопочках». Тому, кто знает свои личные особенности обучения и может правильно выбрать - проходить ему курс с компьютера, ноутбука, планшета или телефона. И да, иногда наличие разной техники/гаджетов тоже способствует более легкому переходу на «дистанционку».
Следующая группа цифровых навыков нужна для осмысленного и плодотворного использования цифровых технологий: понимание, что именно делают разные технологии, и для каких целей их можно применять; эффективное пользование онлайн-приложениями и сервисами; способность создавать цифровой контент (тексты, изображения); умение решать проблемы с помощью цифровых инструментов; умение работать с полученными данными, оценивать источники и их релевантность, организовывать и хранить информацию. умение защищать устройства и информацию от вирусов и злоумышленников, понимание принципов авторского права и законодательства. Также отдельным вопросом стоят цифровые навыки преподавателей. Сложности у них также были немалые.
Онлайн обучение - это не «говорящая голова, зачитывающая вслух слайды в прямом эфире». Элементарное понимание, как твой контент, твой стиль вещания воспринимается по ту сторону экрана, может помочь преподавателю/тренеру. Какой сделать презентацию, видны ли будут слайды на экране смартфона или нотубука, как настроить камеру, как быстро реагировать на возникающие технические сложности у спикера и участников, как вовлечь аудиторию в диалог, как организовать практические задания - вот неполный список вопросов, которые предварительно, перед подачей материала нужно задать самому себе.
Дмитрий Романов (ФОРС): Да, мы знакомы с ситуацией. Проще всего было перейти на дистанционку примерно 15-25 % потенциальных слушателей. Ими двигала мотивация двух видов – боязнь заразиться короновирусом и невозможность физического присутствия вследствие дороговизны билетов или по другим причинам. Это те люди, которые очевидно были поставлены перед фактом - либо так, либо никак. Им было проще всего. А подавляющее большинство предпочло дождаться открытия очного обучения. Конечно, дополнительные трудности создаёт отсутствие навыков компьютерной грамотности и нестабильная работа Интернета. Возраст столь критического значения не имеет, если человек в принципе способен к обучению и здоровье ему это позволяет.
Надежда Шалимова (ЭОС): Регулятор, вероятно, мог бы внести свой вклад и повлиять на ситуацию. Как видим, на данный момент ни школы, ни семьи, ни даже вузы не готовы на 100 % к массовому переходу на «удаленку». Фактически школам пришлось пожертвовать большим количеством учебных часов. Остались не освоены полностью учебные программы, и удастся ли наверстать упущенное в следующем учебном году, неизвестно.
Самостоятельно образование – как школьное, так более высокие уровни – не «выплывет», если ситуация с карантинными мерами повторится. Пока роль регулятора сводится к запретительно-ограничительной политике (устанавливаются нормы и правила работы разных структур в условиях пандемии, призванные противодействовать распространению вируса). Может, стоит подумать о чем-то большем – о контроле за стабильностью работы популярных онлайн-платформ, поддержке компаний, предоставляющих облачные сервисы и программное обеспечение для «удаленки» и т.д. Замечу, что многие компании – в том числе и наша - самостоятельно помогали учебным заведениям, передавая лицензионный софт для организации удаленной работы или учебы и оказывая услуги бесплатно.
Игорь Белик (Treolan): Пока что к дистанционному образованию никто не готов. Все уроки, весь образовательный контент перевести в онлайн – это большой челлендж. Опыт показал, что школы уже способны перенести часть образовательных программ в онлайн, но мне кажется, что ни один из учителей не готов отвечать за качество этого образования. К тому же, как я уже сказал, если регулятор обяжет всех вести уроки дистанционно, при этом не снабдив всех учеников равными техническими средствами - проблемы дискриминации не избежать.
Марина Кондратенко (РДТЕХ): Судя по опыту перехода на дистанционку образовательных учреждений, степень готовности была существенно меньше, чем нужно. Однако, полагаю, существенно больше, чем возможно. То есть, все могло быть хуже, чем по факту.
Светлин Савов (FTS Russia): Образовательные организации неплохо сориентировались и в каком-то виде проводили занятия дистанционно, хотя возникало много технических и организационных проблем. Думаем, что административные структуры собрали много информации и отзывов, которые можно применить в дальнейшем для улучшения или разработки решений и платформ для всеобщего онлайн-обучения. В новостях не так давно была информация о запуске пилотных проектов по дистанционному обучению в отдельных регионах страны.
Регуляторам стоит обратить внимание на доработку функционала существующих платформ. Здесь можно использовать опыт частных школ и известных международных онлайн-школ. Другие проблемы – это устойчивость каналов связи и равнозначный доступ учеников к онлайн-обучению. Возможно, в решении этого поможет снижение требований платформ к ресурсам и стандартизация. Также нужно продумать вопрос безопасности данных, ведь многим учителям и родителям приходится проявлять инициативу и вводить какие-то третьи инструменты, например, мессенджеры.
Алексей Щербаков (Softline): В России существуют подробные методические рекомендации и образовательные стандарты, регламентирующие все ступени обучения, от дошкольного до высшего. Переход на дистанционное обучение также должен быть регламентирован на всех уровнях, начиная с ответственных за реализацию данной программы министерств, заканчивая непосредственно учебными заведениями. Процесс должен быть описан максимально подробно: какая материально-техническая и методическая база может использоваться, каково максимальное количество учеников, единовременно принимающих участие в занятии и так далее. Эта работа должна производиться на федеральном и региональном уровнях консолидировано, а не на уровне отдельных ведомств и образовательных учреждений.
Анна Терехова («Интерпроком»): В условиях пандемии и экстренного перехода школ на онлайн-обучение Министерство просвещения организовало горячие линии по вопросам работы в формате дистанционного обучения для директоров школ, методическую поддержку учителей, родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья, был создан образовательный телеканал «Моя школа в online», проект «Российская электронная школа» и ряд других инициатив. Поддержка такого уровня возможна только при использовании масштабных государственных ресурсов.
Министерством науки и высшего образования РФ был открыт Ситуационный центр Министерства и заработала «горячая линия». Для устранения сложностей, с которыми столкнулись ВУЗы страны, планируется разработать и включить соответствующие мероприятия в программу дальнейшего развития системы высшего образования. Решение задач такого масштаба возможно только при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и тесном взаимодействии с сильными индустриальными партнерами.
Помимо технологических аспектов важен ответственный подход со стороны учебных заведений. Нужно не только разработать, но и соблюдать четкие требования к цифровому образовательному контенту и оценке полученных знаний, которые должны соответствовать государственным образовательным стандартам.
Оксана Томилец (ICL Services): Готовность госструктур к дистанционному образованию я оцениваю как низкую. Мой опыт общения с работниками разных министерств, к сожалению, скорее печальный. Регулярно натыкаешься на очень низкий уровень компьютерной грамотности. Рассчитывать на то, что будут хорошее понимание возможностей и особенностей онлайн-образования, правильно выработанные подходы и организованные процессы, пока не приходится. Возможно, есть проблема на этапе исполнения, когда все здоровые инициативы сводятся к «Электронные письма отправлять по адресу ул. Комарова, 7».
Качественная техническая поддержка образовательных ресурсов, особенно предназначенных для массового обучения, однозначно нужна. Причем речь идет о технической поддержке в самом широком смысле - от поддержки качества связи, работы платформ до коммуникаций с разными категориями пользователей, помощи в решении каких-то проблем для взрослых и детей (если мы говорим про школьное образование).
Дмитрий Романов (ФОРС): Мы не думаем, что участие регуляторов столь необходимо - все эти задачи прекрасно решаются на локальных уровнях. К сожалению, вынуждены признать, что качественного онлайн-обучения у нас нет, потому что платформы для видеоконференцсвязи, которые используются повсеместно, для этого не годятся. А перейти на специализированные образовательные платформы в столь короткие сроки невозможно. Для этого нужно время, опыт и практика, принятие продуманных планомерных мер со стороны образовательных структур. Да, преподаватели в школах очень старались, но результата это не дало, поскольку проблему нужно решать системно.
Мы шли к этому 15 лет и начали предлагать дистанционное обучение тогда, когда этого еще никто не делал. Причем, группы у нас всегда были смешанные. Любой очный курс проходит в двойном режиме – онлайн и оффлайн, слушатели могут выбирать, как им удобнее, и легко переключаться с одного формата на другой. Но повторимся еще раз - учиться надо очно, в классах. Это касается не только вузов, но и школ, а также других образовательных учреждений. Имея своих маленьких детей, могу сказать, обучение на «удаленке» - это фарс. Без помощи и постоянного контроля со стороны родителей никакая учеба была бы невозможна. По крайней мере, для детей такой формат точно не годится. Им обязательно нужен «живой» контакт со взрослым.
Надежда Шалимова (ЭОС): Пока говорить о том, что школа будущего (в том числе отдаленного) – это исключительно дистанционные технологии обучения, преждевременно. Даже для тех курсов, которые можно организовать полностью онлайн, нужны качественно новые методики преподавания, адаптированные к категориям обучающихся – возрасту, подготовке, целям, которые преследуют слушатели, даже к качеству Интернета. Разработка таких методик – длительный процесс, и не для всех областей знаний они применимы.
Сейчас онлайн-курсы вполне успешно практикуются при профессиональной переподготовке, в дополнительном образовании, узкоспециализированных программах, при обучении персонала компаниями, при работе с техническими специалистами заказчиков. Работают таким способом и различные курсы по личностному росту и т.п. Можно сказать, что эта ниша уже сформировалась, а в будущем следует ожидать увеличения количества таких курсов и роста онлайн-аудитории.
Что же касается традиционного образования – школьного, среднего профессионального, вузовского – то, скорее всего, дистанционная составляющая будет постепенно увеличиваться. Возможно, лекционный формат в большей степени будет переходить в виртуальную среду, тогда как практические и семинарские занятия, зачеты и экзамены останутся преимущественно очными или будут сочетать обе формы. В большей степени следует ожидать увеличения доли «дистанта» при подготовке IT-специалистов, так как именно эта категория технически и по базовым знаниям лучше подготовлена к удаленному обучению.
Дарья Николаевская (Angara): Школа будущего – это школа, которая дает навык быстро найти ответ на интересующий вопрос и выбирать наиболее оптимальное решение задачи. Что касается дистанционных технологий, то однозначно да. Качественно подготовленные лекторы, которые интересно рассказывают действительно полезную информацию, позволяют оптимизировать график и, например, сочетать прослушивание лекции с глажкой белья или вечерней пробежкой.
Игорь Белик (Treolan): Жизнь показала, что онлайн позволяет решать массу проблем. Особенно в части обычной деятельности. Например, даже консерваторы теперь будут более свободно отпускать людей на удаленку, мир стал немного новым. Но там, где есть элемент творчества, нужен личный контакт. Голос - это только 7 % информации при общении, нужно видеть человека, и даже современная ВКС всего не передаст. Кризис помог наглядно понять, какие процессы мы можем перевести в режим онлайн-общения, а что в онлайне не работает. В целом, некоторые вещи в онлайне работают не хуже, но пока мы не нашли ни одного процесса, который в онлайн-варианте был бы лучше.
Также и школа будущего - это баланс. Мы все реально убеждены, что надо учиться искать баланс между онлайн- и оффлайн-доставкой контента. Никакой оды онлайн-обучению петь не хочется.
Марина Кондратенко (РДТЕХ): Какие-то определенные «участки» выделить проблематично. Вопрос не в теме, не в участках, а в конкретной задаче: чему именно необходимо научить. Чем шире возможности дистанционного обучения, тем больший круг задач можно им решить.
Светлин Савов (FTS Russia): Мы думаем, что школа будущего – это, все-таки, в первую очередь оффлайн-образование с тесной интеграцией в учебный процесс онлайн-форматов и современных технологий, механизма социальных сетей, робототехники, AR/VR и так далее.
Проблемы онлайн-образования всегда будут связаны с нехваткой личного присутствия и общения с преподавателем. В онлайне сложнее организовать доверительную обратную связь, а также решать спорные моменты. Дистанционное образование требует много самостоятельности, самоконтроля и мотивации, а это все подойдет далеко не каждому ученику – и по возрасту, и по индивидуальным особенностям. Дистанционный формат вполне можно вводить как дополнительную и поддерживающую деятельность – для повторения материала, например. Но и здесь нужно обязательно работать над созданием и развитием онлайн-сообществ учеников и учителей для обсуждения и обратной связи.
Алексей Щербаков (Softline): Официально возможность использования дистанционных форм обучения в России появилась в 2012 году – уже более 8 лет назад. Движение в этом направлении было, но школы и вузы до сих пор не были готовы к полному переходу на данный формат. Это нормально – например, процедура ЕГЭ, введенного в 2008 году как стандарт, до сих пор дорабатывается и далека от идеала.
Оптимальный формат – это очно-заочное обучение, которое позволяет сделать знания более доступным для всех регионов и слоев населения. Полный переход к дистанционному обучению, на мой взгляд, в ближайшее время невозможен. Во-первых, существуют профессии, обучение которым неполноценно без физической практики. Во-вторых, на рынке существует нехватка образовательного контента, адаптированного для использования онлайн. И наконец, образование – это не просто помощь в предоставлении информации, но и воспитательный процесс. Для большинства учащихся очень важно чувствовать общность с преподавателем и другими участниками процесса, получать качественную обратную связь в разных форматах. Если говорить о сегментах образования, в которых дистанционное образование может занимать существенную долю – это повышение квалификации, высшее образование и старшие классы школы. Для дошкольников и учеников младших и средних классов очный формат является оптимальным, так как им важно постоянно находиться во взаимодействии с учителем и сверстниками
Анна Терехова («Интерпроком»): Несмотря на то, что дальнейшее развитие цифровой образовательной среды открывает для всех участников новые возможности, есть ряд образовательных процессов, не поддающихся переносу в онлайн-формат. Учебное заведение будущего должны максимально развивать навыки гибкой адаптации к современным условиям труда. Поэтому школа будущего – это многоцелевое пространство и высокая культура самосознания и самомотивации, чтобы ставить цели и добиваться результата, эффективно варьировать свое свободное время, личные потребности и обучение. Учебное заведение должно предоставлять возможность учиться в аудитории, которая организована по принципу открытых рабочих пространств «open space» и разделяемых рабочих мест «share-desk», в удаленном и мобильном режиме с любого персонального устройства. С использованием инструментов для эффективной работы в команде.
Оксана Томилец (ICL Services): Человек - существо социальное. Мы все больше и больше уходим в онлайн, но живое общение (именно живое, не через монитор) не заменит ничто. Особенно это общение нужно детям. Смешанное обучение - давно уже обыденная практика. Всё, что можно отдать на самостоятельное изучение (как правило, это теоретический материал или, к примеру, какие-то простые действия, совершаемые по алгоритму и не требующие наблюдения со стороны) - можно и нужно переводить в дистанционный формат. Это даст возможность каждому обучающемуся проходить обучение в удобном для себя ритме.
Дмитрий Романов (ФОРС): Полагаем, соотношение 50 на 50 очных и дистанционных технологий было бы оптимальным, когда практические занятия проходят в удаленном режиме, а освоение теоретических знаний происходит очно, при непосредственном контакте с преподавателем и другими слушателями.
Школа будущего – это очное обучение с использованием современных информационных технологий во всем их спектре. К примеру, у нас в Учебном центре реализованы все самые передовые методы обучения - и онлайн тестирование, и лабораторные среды с подключением к удаленным виртуальным машинам или облачным серверам, интерактивные тренажеры и прочие способы и инструменты современного обучения, без которых уже никто не обходится. Вот только за спиной слушателя, по нашему глубокому убеждению, должен стоять преподаватель, который вовремя направит в правильное русло.
А онлайн обучение - вещь, конечно, нужная и полезная. Подавляющее большинство наших слушателей выходят с удовлетворением и благодарностью из наших виртуальных классов. Но поверьте опыту учебного центра с 25-летней историей и 15-летней практикой дистанционного образования – нет ничего лучше учебы в реальном классе! Возможно, именно во время обеда со своими коллегами и преподавателем откроется то, что осталось «за кадром» при онлайн-обучении, ведь самые ценные профессиональные секреты передаются только лично – от учителя ученику.
ICT-Online.ru: Большое спасибо всем за беседу!