Страсти вокруг мобильного безлимита, или Абоненты попались на крючок

Недавно интернет-издания растиражировали новость о том, что мобильные операторы будут избавляться от тарифов с безлимитным Интернетом, а на прочих пакетных тарифах повышать стоимость мегабайта. Первой это сделала Yota, на очереди МТС и «Вымпелком». Формальная причина – борьба с нецелевым использованием трафика, когда недобросовестные абоненты занимаются раздачей мобильного Wi-Fi со своего гаджета и якобы перегружают сеть. В числе прочих поводов поднять цены традиционно фигурирует и закон Яровой. А может, дело просто в жадности? Или точном расчете?

Начнем с оговорки: на самом деле существуют пакетные тарифы с полностью безлимитным Интернетом и условно-безлимитные. Последние предполагают ограничение скорости доступа в Интернет при превышении входящего в пакет объема трафика. Это распространенная практика операторов «Большой тройки», и только на Tele2 при достижении планки автоматически включается платная интернет-опция. В нашем же случае объектом беспокойства стали пакетные тарифы с полностью безлимитным Интернетом: это «Smart Безлимитище» от МТС, «можноВСЁ» от Билайна и «Беспредельно черный» от Tele2. «МегаФон» здесь оказался менее «демократичен» и предлагает только опцию «Интернет XL», да и то с неограниченным трафиком лишь в ночное время.

Необходимо учесть также, что безлимитные тарифы — прерогатива мегаполисов с развитыми сетями 2/3/4G. Если преобладающей технологией в том или ином удаленном районе остается EDGE, переплачивать за то, что использовать технически невозможно, смысла нет. Именно развитая, буквально накануне модернизированная сеть – предмет скепсиса при жалобах операторов на перегрузки. Сколько абонентов, использующих трафик «не по уставу», требуется для того, чтобы перегрузить каналы? Есть ли разница между одним пользователем, раздающим Интернет на 10 гаджетов, и десятью пользователями, в одном и том же месте качающими тяжелый трафик самостоятельно? Почему такая проблема, если она действительно существует, не была решена или хотя бы взята под контроль на этапе подготовки услуги к запуску? На фоне многочисленных утверждений операторов о том, что их сети самые лучшие и самые качественные, жалобы на перегрузки сети из-за нескольких несознательных абонентов выглядят, мягко говоря, признанием в собственной несостоятельности.

Другой миф, который распространяют операторы: благодаря отмене безлимитного Интернета абонентам «не придется переплачивать за данные, которыми они не пользуются». Ок, сравним цены: «Smart Безлимитище» со второго месяца стоит 19 руб/сутки (570 руб/мес), а «Smart» — 550 руб/мес. «можноВСЁ» стоит 390 руб/мес, а «Всё за 500» (младший тариф линейки «ВСЁ») — 500 руб/мес. «Беспредельно черный» стоит 290 руб/мес, а «Очень черный» — 250 руб/мес. По факту, тарифы с доминирующей услугой передачи data-трафика едва ли не самые дешевые среди пакетных и даже среди просто интернет-опций.

Ну, а последствиями принятия закона Яровой, по большому счету, можно обосновать абсолютно все негативные действия операторов: повышение стоимости услуг, ограничение трафика и прочее. Отказ от безлимитных тарифов здесь не исключение. Однако тот же «Безлимитище» был запущен в июне 2016 года, а активное обсуждение закона и подсчет предстоящих убытков операторов ведется как минимум с апреля. Это означает, что действия регулятора никак не могли стать для них неожиданностью ни в момент запуска, ни сегодня.

Итак, с каких пор столь активно пропиаренный тариф, как «Безлимитище», начал оператора «тяготить»? Не оправдал ожиданий целой команды аналитиков, которые трудились над его созданием? Маловероятно. Скорее всего, именно оправдал, причем раньше, чем было запланировано.

Не секрет, что большим отягощением для операторов являются их архивные тарифы. Особенно старые пакетные тарифы стоимостью 150-180 руб/мес, от которых абоненты отказываются очень неохотно. Они дешевые и удобные, так как появились в то время, когда операторы еще не стеснялись демпинговать. Удобные они во всем, кроме включенного объема мобильного трафика. Скажем, в современных условиях 500 Мб/мес не хватает даже при умеренном потреблении услуги. И вот абоненту предлагается относительно недорогой вариант, который исправит данную ситуацию, — а заодно и брендированный 4G-смартфон за 4-5 тыс. рублей. Проблема состоит только в том, что на старый тариф уже никогда не вернуться.

Теперь, когда значительная доля абонентов оказывается выуженной из своих комфортных условий, недорогие тарифы с безлимитным Интернетом можно закрывать. Что получает оператор: ARPU со 180 руб/мес вырастает как минимум до 350-500. Что получает потребитель: дорогой пакетный тариф с кучей ненужных минут и SMS.

Воистину, оператор благодаря Big Data всегда лучше знает, что нужно абоненту. Это и называется «быть на шаг впереди».

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики:

Ключевые слова: мобильный Интернет, тарифные планы, сотовые операторы