Удаленная работа стала популярной не только «благодаря» коронавирусу: по свидетельству представителей многих российских ИТ-компаний, в том числе из отраслей системной интеграции и телекома, практика перевода сотрудников на удаленный формат работы существовала у них уже давно – правда, конечно, не в таком масштабе, как в марте-октябре 2020 года. Сегодня доля сотрудников, работающих из дома, в различных организациях может достигать 30 и даже 80%. Среди специалистов, для которых работа из дома оказалась не менее эффективной, чем работа в офисе, – программисты, бухгалтера, сотрудники отделов продаж, юристы, дизайнеры и многие другие. Руководители оценили экономический эффект от сокращения междугородних поездок, которые были заменены видеоконференциями. Тренд подхватили и образовательные учреждения, многие из которых и до пандемии имели опыт организации дистанционных курсов, пусть даже в рамках дополнительного образования. Помимо специализированных частных онлайн-школ (например, по изучению английского языка), стали развиваться государственные онлайн-школы как альтернатива классическим.
Эффективность всех инноваций, связанных с удаленными коммуникациями, безусловно, зависит от множества факторов, как социальных, так и технологических. Решение для перехода на «удаленку» должно быть простым и удобным для конечного пользователя, надежным и легко масштабируемым для ИТ-администратора, экономичным и функциональным для бизнеса.
Как отмечают в компаниях-интеграторах, к октябрю 2020 года спрос на такие решения, как Cisco Webex, не снизился. В самом Cisco также отмечали беспрецедентную популярность платформы для конференций Webex: в марте по всему миру фиксировалось более 200 тысяч регистраций в сервисе ежедневно, к апрелю на платформе было зарегистрировано 1,5 млрд пользователей. Уже в июне на конференции Cisco Live компания объявила об обновлении платформы (https://spbit.ru/news/n183532/) Cisco Webex в плане безопасности, аналитики, интеграции в бизнес-процессы организаций, оптимизации рабочего пространства. Появился виртуальный помощник Webex Assistant, были разработаны новые гаджеты для более комфортного общения, проведения презентаций и совместной работы.
Разумеется, продуктовый портфель Cisco для совместной работы не ограничивается только всем известными Webex Meetings и Webex Teams (см. рисунок). Это полноценный комплекс решений для ВКС и унифицированных коммуникаций, а также оконечных устройств – в том числе появившиеся в 2020 году видеотерминал премиального класса Webex Desk Pro с сенсорным экраном и иммерсивная система Webex Room Panorama. Отдельное направление – решения Cisco для организации работы внутренних и внешних контакт-центров, а также службы технической поддержки.