– Алексей, почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?
– Автоматизация – это эффективно и удобно. Особенно при обучении больших групп людей. Сравните, например, сколько знаний нужно было для эффективной и безопасной работы сейчас, а сколько 20 лет назад. Помимо экселей и вордов, теперь нужно обучаться цифровой гигиене, киберграмотности, технике «помодоро» и многому другому. Чтобы обучить всему этому, сохранив человеческий вид и сон, нужно перенести часть задач на машину, то есть заниматься автоматизацией. Кроме того, иногда вопрос в элементарной эффективности. Любые «ручные» действия, будь то проверка тестов или подкидывание теннисных мячиков, можно и нужно перенести на машину, освободив время и силы человека.
Ещё один аргумент в пользу автоматизации – экономический. Использовать машинный труд выгоднее, чем человеческий. Потому что обучение с автоматизацией иногда просто дешевле.
Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд
Фото предоставлено компанией «СёрчИнформ»
– Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.
– Наиболее частое – конструкторы тестов и вебинарные платформы. Они используются повсеместно, начиная от школ и университетов, заканчивая бизнесом и госсектором. Конструкторы тестов – простые опросники с функцией проверки закрытых ответов. Вебинарные платформы – сервисы для проведения онлайн-встреч с записью и выгрузкой происходящего.
Самое востребованное – платформы дистанционного обучения, их ещё называют eLearning. Это системы по типу «всё и сразу»: красивый интерфейс, LMS-ка, чат-бот, анализ действий пользователей и всё, что придет в голову разработчикам.
Интересное - ИИ и VR/AR. Перспективы, конечно, большие, но текущая реализация хромает. ИИ - галлюцинирует и требует специально созданного собрата для решения узкоспециализированных задач. VR/AR – слишком затратно и громоздко. Когда этих минусов не будет, тогда можно будет говорить об использовании ИИ и VR/AR в обучении или создании контента для него: иллюстраций, презентаций и графиков.
– Приведите, пожалуйста, примеры таких проектов - из практики вашей компании, ваших клиентов, коллег по рынку.
– Расскажу, как автоматизация изменила наш Учебный центр. Раньше мы все делали «руками»: составляли курсы, преподносили материал, проверяли тесты и практические задачи на «полигоне». Это занимало много времени. Сейчас же некоторые базовые курсы автоматизированы. Записи лекций доступны для просмотра, тесты закрытого типа и практические задачи в формате CTF проверяет компьютер. Это освободило время и позволило модифицировать обучение под отдельные отрасли или компании.
– Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?
– Как говорил один советский академик: «Если выяснится, что какого-то учителя можно заменить компьютером, то это нужно сделать немедленно». Отчасти я с этим согласен, но не стоит перегибать палку. Опыт, подход и эмоциональный интеллект человека невозможно перенести компьютеру. «Кибер-сенсей» сгодится для обучения базовым вещам, но может убить мотивацию учиться. Все же человеку нужна социальная и обратная связь, и желательно личный подход. Для этого пока что нужен человек.
– Идеально автоматизированный образовательный процесс - что это, какие компоненты он может включать?
– Идеально автоматизированный образовательный процесс – минимально включающий в себя человека. Все обучение проходит в онлайне, ИИ генерирует картинки, презентации и кейсы. Данные обучающихся автоматически собирает и проверяет программа, а человек получает из этого «выжимку» и изменяет курс обучения. Если нужно упростить или усложнить курс, сделать его разнообразнее – поможет ИИ, который выдумает новые задачи.
– Большое спасибо за беседу!