Алексей Дрозд («СёрчИнформ»): «Автоматизация изменила наш Учебный центр»

Алексей Дрозд («СёрчИнформ»)
Раньше сотрудники Учебного центра «СёрчИнформ» «вручную» составляли курсы, преподносили материал, проверяли тесты. Сейчас некоторые базовые курсы автоматизированы. Записи лекций доступны для просмотра, тесты закрытого типа и практические задачи в формате CTF проверяет компьютер. Это освободило время и позволило модифицировать обучение под отдельные отрасли или компании. Об этом рассказывает начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд.

«СёрчИнформ FileAuditor» упростил управление доступом к файлам для реагирования на инциденты. Теперь DCAP-система позволит изменять права доступа в один клик и запрещать пользователям использовать и перемещать файлы (см. новость раздела «СёрчИнформ» от 13 марта 2024 г.).

– Алексей, почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?

– Автоматизация – это эффективно и удобно. Особенно при обучении больших групп людей. Сравните, например, сколько знаний нужно было для эффективной и безопасной работы сейчас, а сколько 20 лет назад. Помимо экселей и вордов, теперь нужно обучаться цифровой гигиене, киберграмотности, технике «помодоро» и многому другому. Чтобы обучить всему этому, сохранив человеческий вид и сон, нужно перенести часть задач на машину, то есть заниматься автоматизацией. Кроме того, иногда вопрос в элементарной эффективности. Любые «ручные» действия, будь то проверка тестов или подкидывание теннисных мячиков, можно и нужно перенести на машину, освободив время и силы человека.

Ещё один аргумент в пользу автоматизации – экономический. Использовать машинный труд выгоднее, чем человеческий. Потому что обучение с автоматизацией иногда просто дешевле.

 

Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд

Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд

Фото предоставлено компанией «СёрчИнформ»

 

– Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.

– Наиболее частое – конструкторы тестов и вебинарные платформы. Они используются повсеместно, начиная от школ и университетов, заканчивая бизнесом и госсектором. Конструкторы тестов – простые опросники с функцией проверки закрытых ответов. Вебинарные платформы – сервисы для проведения онлайн-встреч с записью и выгрузкой происходящего.

«СёрчИнформ SIEM» теперь распознает мошеннические ресурсы по базе ФинЦЕРТ. Система автоматически добавляет в «черные списки» мошеннические домены и IP-адреса и уведомляет ИБ-специалиста о любых попытках пользователей, оборудования или ПО взаимодействовать с ними (см. новость раздела «СёрчИнформ» от 5 марта 2024 г.).

Самое востребованное – платформы дистанционного обучения, их ещё называют eLearning. Это системы по типу «всё и сразу»: красивый интерфейс, LMS-ка, чат-бот, анализ действий пользователей и всё, что придет в голову разработчикам.

Интересное - ИИ и VR/AR. Перспективы, конечно, большие, но текущая реализация хромает. ИИ - галлюцинирует и требует специально созданного собрата для решения узкоспециализированных задач. VR/AR – слишком затратно и громоздко. Когда этих минусов не будет, тогда можно будет говорить об использовании ИИ и VR/AR в обучении или создании контента для него: иллюстраций, презентаций и графиков.

– Приведите, пожалуйста, примеры таких проектов - из практики вашей компании, ваших клиентов, коллег по рынку.

– Расскажу, как автоматизация изменила наш Учебный центр. Раньше мы все делали «руками»: составляли курсы, преподносили материал, проверяли тесты и практические задачи на «полигоне». Это занимало много времени. Сейчас же некоторые базовые курсы автоматизированы. Записи лекций доступны для просмотра, тесты закрытого типа и практические задачи в формате CTF проверяет компьютер. Это освободило время и позволило модифицировать обучение под отдельные отрасли или компании.

 

Идеально автоматизированный образовательный процесс

 

– Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?

Острый дефицит квалифицированных специалистов в ИБ-отрасли остается серьезной проблемой. Статистика последние два года подтверждает эту тревожную тенденцию. При этом дефицит кадров субъекты КИИ испытывают острее всего. Об этом рассказывает ведущий аналитик «СёрчИнформ» Леонид Чуриков (см. ИТ-класс раздела «СёрчИнформ» от 27 февраля 2024 г.).

– Как говорил один советский академик: «Если выяснится, что какого-то учителя можно заменить компьютером, то это нужно сделать немедленно». Отчасти я с этим согласен, но не стоит перегибать палку. Опыт, подход и эмоциональный интеллект человека невозможно перенести компьютеру. «Кибер-сенсей» сгодится для обучения базовым вещам, но может убить мотивацию учиться. Все же человеку нужна социальная и обратная связь, и желательно личный подход. Для этого пока что нужен человек.

– Идеально автоматизированный образовательный процесс - что это, какие компоненты он может включать?

– Идеально автоматизированный образовательный процесс – минимально включающий в себя человека. Все обучение проходит в онлайне, ИИ генерирует картинки, презентации и кейсы. Данные обучающихся автоматически собирает и проверяет программа, а человек получает из этого «выжимку» и изменяет курс обучения. Если нужно упростить или усложнить курс, сделать его разнообразнее – поможет ИИ, который выдумает новые задачи.

– Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, Кадры, Безопасность

Ключевые слова: автоматизация, обучение, СёрчИнформ