– Константин, какие программные и аппаратные решения из реестров Минцифры и Минпромторга позволяют обеспечить защиту и долговременное хранение электронных данных, какие из них выбрать организациям того или иного профиля?
– Организовать юридически значимое хранение электронных документов в первую очередь помогают системы хранения (СХЭД) и электронные архивы (в Реестре российского ПО это класс 09.17). Но мы рекомендуем подойти к работе с документами более комплексно и обратить внимание не только на отдельные системы хранения, но и на полнофункциональные платформы по управлению всем цифровым контентом компании (класс CSP). Они позволяют использовать несколько связанных решений для оптимизации документооборота разных бизнес-процессов, а также хранить все документы в единой защищенной базе.
Менеджер по развитию продуктов на платформе LANIT Document Management ЛАНИТ Константин Федоров
Фото предоставлено группой ЛАНИТ
Пример подобной системы ‒ платформа LANIT Document Management (LDM). Она как раз позволяет управлять контентом независимо от аппаратных требований, закрывать потребности клиентов и выполнять требования законодательства по созданию хранилищ. Преимущество платформы в том, что это коробочный продукт с микросервисной архитектурой. Она позволяет решить задачу безопасного долговременного хранения электронных данных (структурированного и неструктурированного контента, кадровых документов, кадрового архива) как небольшим компаниям, так и крупным корпорациям в любых отраслях.
– Как создавать СХЭД в организациях и учреждениях? Как влияют на этот процесс новые правила Росархива?
– Перед созданием СХЭД компании стоит решить вопрос хранения неструктурированных документов: изображений, PDF-файлов и других видов документов, которые нельзя обработать машиночитаемым способом и узнать их содержимое без описания атрибутивного состава.
СХЭД должна не просто собирать и хранить файлы, а выполнять целый набор процедур, установленных Приказом Федерального архивного агентства от 31.07.2023 № 77 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях»:
– Что нужно, чтобы создать защищенную систему хранения информации?
– Чтобы обеспечить защищенное хранение информации в архиве, у системы обязательно должны быть встроенные инструменты контроля доступа:
Отдельно отметим, что компании не меняют архивные системы каждые 5 или 10 лет. Поэтому СХЭД должен использовать актуальный стэк технологий, который не потеряет возможность поддержки. Для своего решения на платформе LDM мы применяем:
Сами решения написаны на Java с использованием фреймворка Spring, BPM-движка Camunda и фронтенд-фреймворка Vue.js. Все это ‒ открытые технологии.
Чтобы обеспечить безопасность архива с точки зрения регулятора, важно проверить, что решение создано с учетом правил из Приказа Федерального архивного агентства от 31.07.2023 № 77.
– Как обеспечить сохранность электронных документов свыше 30-50 лет?
– Поставим вопрос немного иначе: как обеспечить возможность долгосрочного юридически значимого хранения свыше 10 лет, потому что далее процедуры будут уже идентичны.
На горизонте 10-15 лет пока нет электронных подписей, которые можно будет проверить к этому времени. Так что в любом случае компании надо будет переподписывать документы в архиве актуальной на тот момент подписью. Кроме того, в это же время будет истекать сертификат удостоверяющего центра, выдавшего первую подпись. Для подписания архивных документов используют специальный тип электронных подписей CAdES-A, которые подтверждают подлинность и хранят в себе архивные метки (штампы) времени.
Получается, что в процессе хранения архивных документов их придется переподписывать неоднократно. А значит, система хранения должна уметь самостоятельно отслеживать срок действия подписи и заранее уведомлять пользователей о том, что пора переподписать документы.
– Соответственно, вопрос про гибридные архивы - что делать со старыми бумажными документами, как решаются вопросы их оцифровки?
– Начнем с того, что сейчас по закону есть два способа долгосрочного хранения документов:
Основная проблема в том, что на данный момент есть только законопроект №1173189-7 о цифровых дубликатах, который рассматривается уже несколько лет. Если его примут, то компании смогут в будущем оцифровывать бумажные документы и после этого уничтожать бумажные оригиналы, что позволит обеспечить равноценное юридическое хранение изначально бумажных и электронных документов в одной системе по единым правилам. Но пока это невозможно.
Если же мы говорим о не юридически значимом хранении, то все намного проще. Электронный архив компания может создать на основании внутренних регламентов. Внешних правил тут нет. Можно организовать хранение в любом удобном формате.
Иногда организация создает финансовый архив документов - единую базу бумажных и электронных документов без учета соблюдения юридической значимости. Так компания систематизирует и сохраняет документы для легкого поиска и выгрузки копий по требованию регулятора.
– Приведите примеры из вашей практики. Как вы развиваете данное направление?
– Сейчас мы реализуем несколько проектов по организации электронного хранилища в крупных банках, а также проводим пилотное внедрение в нефтяном секторе. За последние полгода был проведен опрос большой доли рынка крупных компаний по их сценариям работы с хранилищами контента и документов - изучали задачи, которые стоят перед бизнесом в рамках перехода на отечественное ПО. Результаты опроса мы обязательно будем конвертировать в свои предложения для рынка.
Развитие платформы LDM строится на двух моментах. С одной стороны, мы ориентируемся на опыт западных вендоров ‒ они объективно обладают лидирующей экспертизой в мире. Мы как раз хотим переложить их экспертизу на российское решение.
С другой стороны, мы также ориентируемся на нормативные требования российского законодательства, в том числе перспективного, которое выходит в этой сфере. Отдельное внимание уделяем банковскому сектору и требованиям Банка России.
– Как сейчас, по вашей оценке, развивается этот рынок в России, в частности, с точки зрения импортозамещения? Какие тренды вы бы отметили, какие перспективы видите?
– Начнем с перспектив. Одним из главных драйверов изменений как раз стал тот самый законопроект о цифровых дубликатах, который мы уже упоминали. Еще стоит отметить рост объемов документов в целом и достаточно долгий срок их хранения в организации. Даже простые первичные документы хранятся 5 лет, проектная документация ‒ 20 лет, а кадровые документы от 50 до 75 лет до передачи в «Росархив». Компаниям приходится выделять под собственные архивы целые помещения и даже отдельные здания. Логично, что большинство с удовольствием бы перенесли архив в электронный вид. Это снижает затраты и упрощает управление фондом документов.
Если говорить о рынке СХЭД, то уже сейчас многие компании разрабатывают собственные решения. В частности, ЛАНИТ тоже создает свои решения, позволяющие организовать и просто архивное, и юридически значимое оперативное и долгосрочное хранение документов. Наша платформа LANIT Document Management изначально разрабатывалась как полноценная CSP-система, которая и должна лежать в основе системы архива. На базе нашей платформы можно собрать как решение для долгосрочного архивного хранения, так и оперативный архив для повышения эффективности хранения документов любых систем предприятия.
– Большое спасибо за беседу!