— Константин, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и если да, то какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— По результатам исследования, проведенного исследовательским центром портала Superjob в 2023 году, 44 % компаний используют для общения только общедоступные мессенджеры, 38 % ведут переписку как в публичных мессенджерах, так и корпоративных, 7 % пользуются исключительно специализированными, корпоративными решениями. В сравнении с предыдущими периодами доля компаний, использующих только общедоступные мессенджеры, сократилась на 8 % в пользу компаний, использующих в общении комбинированный вариант.
Данная динамика демонстрирует понимание бизнесом важности переноса рабочих чатов, где зачастую идет обмен чувствительными для компании данными, в более приватное пространство. Наиболее очевидной альтернативой в данном случае выступают корпоративные мессенджеры, в частности решения с открытым исходным кодом, которые можно установить на собственные сервера компании и самостоятельно администрировать.
Однако число сотрудников, предпочитающих не выходить за пределы привычных мессенджеров, по-прежнему велико. В первую очередь, это связано с универсальностью таких платформ — в рамках одного приложения можно обсудить и рабочие вопросы, и пообщаться с семьей и друзьями, а также прочитать новостную ленту. Еще одним фактором, препятствующим отказу от использования общедоступных мессенджеров, является необходимость прибегать к услугам профильных специалистов, зачастую DevOps инженеров, при установке корпоративных чатов. Если для крупной компании, где уже сформирован такой отдел, это не проблема, то для стартапов это может стать преградой как в плане финансов, так и времени.
Если подводить итог, то полный отказ от использования публичных мессенджеров в корпоративных целях возможен, но требует коллективной ответственности, понимания необходимости в нем и готовности к изменениям.
Веб-разработчик компании «Код Безопасности» Константин Горбунов
Фото: «Код Безопасности»
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— Среди российских компаний, использующих открытые мессенджеры, наиболее популярны Telegram и WhatsApp, хоть их сервера с исходным кодом, базой данных пользователей и переписок расположены за рубежом. Безусловно, в использовании иностранного ПО есть определенные геополитические риски, но, как упоминалось ранее, популярность и универсальность таких платформ «подталкивает» к использованию и в корпоративных целях.
На отечественном рынке популярностью среди открытых мессенджеров пользуется ВКонтакте, показатели данной платформы насчитывают 100 млн активных пользователей в месяц. Такая популярность привлекает и бизнес-аудиторию, создаются приватные рабочие группы и корпоративные чаты. Среди корпоративных мессенджеров можно выделить VK Teams и Яндекс Мессенджер, а также Битрикс24.
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров, об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Лично у меня был опыт использования как зарубежных, например, Mattermost и RocketChat, так и отечественных корпоративных мессенджеров, например, Битрикс24. Стоит отметить, что в настоящее время формат мессенджера уже практически унифицирован, и в каждом есть то, что мы привыкли видеть: треды, реакции, определенный дизайн расположения списка чатов, управляющих элементов. Поэтому при переходе с одного мессенджера на другой практически не возникает вопросов по поводу UI (англ. user interface, пользовательский интерфейс). Пожалуй, единственное неудобство действительно заключается в необходимости переключаться между приложениями, но в угоду безопасности корпоративных данных эта цена оправдана.
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— Составлять конкуренцию зарубежным публичным мессенджерам у отечественных аналогов определенно получается, и ВКонтакте яркий тому пример. Однако в любом случае надо разграничивать использование мессенджеров для личных нужд и корпоративного общения.
Дело тут не столько в технических уязвимостях, поскольку современные сервисы для общения имеют достаточно высокий уровень защиты личных данных пользователя. Согласно статистике ЦБ, в 2024 году большинство мошенничеств в финансовом секторе было совершено не с помощью хакерских атак, а с помощью методов социальной инженерии, то есть люди, можно сказать, сами сообщают злоумышленникам чувствительные данные.
Мошеннические схемы становятся все более изощренными, в них активно используются deepfake-технологии для подделки аудио- и видеосообщений. Такие схемы направлены как на отдельных пользователей, так и на корпоративный сегмент. К примеру, до сих пор продолжает пользоваться популярностью схема FakeBoss, когда сотрудникам в публичном мессенджере пишет якобы топ-менеджер с просьбой предоставить какие-либо документы. Если в компании принято общаться через публичный мессенджер, то шансы успешной реализации такой схемы значительно увеличиваются. Минимизировать риск возникновения подобных атак как раз поможет установка корпоративного мессенджера на внутреннюю ИТ-инфраструктуру компании, а также подключение к нему систем мониторинга для оперативного выявления подозрительной активности и анализ входящих запросов с помощью сервисов WAF.
— Большое спасибо за беседу!