– Прежде чем мы перейдём к вопросам, я зачитаю ваши регалии: 11-кратный чемпион мира по ачери-биатлону, 2-кратный обладатель Кубка мира, 12- кратный чемпион России, стаж в спорте более 20 лет. Такие результаты вызывают удивление. Расскажите, что такое ачери-биатлон? Если я правильно понимаю, это такой биатлон, когда тебе не досталось ружье, а вместо ружья дали лук?
– Так и есть. Я начинал заниматься спортом в Москве. Как раз застал 90-ые годы, которые были не самыми простыми для спорта. Меня подвигло перейти с классического биатлона на ачери-биатлон отсутствие патронов и разрешения на оружие. Тогда очень сильно ужесточились правила, а лук не требует никаких разрешений. Вид спорта меня привлек, поскольку от классического биатлона правила отличаются только тем, что там используется винтовка, а здесь спортивный классический лук. Увлекся и в 1998-м году перешел. Через 3-4 месяца у меня был разряд кандидата в мастера спорта по стрельбе из лука. Я понял, что стрельба из лука - это моё. Вообще, этот вид спорта зародился в Италии.
– В Италии? Я, кстати, хотел спросить, откуда этот вид спорта. Думал, наверное, родоначальники какие-то северные индейцы или якуты у нас, которые ходили на северных оленей охотиться.
– У него очень большая история, это показывают наскальные рисунки, которым порядка 13 тыс. лет.
Андрей Марков, генеральный директор компании «Мой спорт»
– Получается, Якутия - родина ачери-биатлона?
– Да. В моей спортивной карьере как-то появился уважаемый человек, президент региональной Федерации стрельбы из лука. Он сам по национальности хант и в Ханты-мансийском автономном округе очень увлекся идеей национальных видов спорта. Была даже такая дисциплина стрельбы из лука и плавание на лодках, которые сейчас называются обласы.
– Вы генеральный директор компании «Мой спорт». Что делает компания «Моя спорт» на Kazan Digital Week и вы, как 11-кратный чемпион? Что вас сюда привело?
– Я благодарен за приглашение. Здесь мы обсуждаем цифровизацию и то, что происходит с отраслями экономики в нашей стране. На повестке - оцифровать, в принципе, все отрасли. Наша задача, которую мы видим в спорте - перевести всю бумажную работу, которая есть в организации спортивной подготовки, в цифровой формат, упростить присвоение разрядов и званий, сделать доступными протоколы соревнований сразу после финиша. А не как сейчас, когда в протокол сначала вносят подписи, потом печать, потом сканируют, потом отправляют.
– И через полгода говорят: «Ты - чемпион! Пойдем на подиум!»
– В моей жизни был случай, когда я не получил звание мастера спорта международного класса потому, что бумажки ходили по инстанциям больше года. Вот это всё навело на мысль, что нужно упрощать всю бумажную работу в спортивной отрасли. Тренер по итогам присвоения разрядов у своих спортсменов, учеников, должен получать надбавку. Эти действия, которые раньше занимали 5-7 месяцев, сейчас должны занимать несколько дней, а в будущем, я думаю, и часов.
– Можно сказать, что компания «Мой спорт» занимается тем, что оцифровывает формальные, бюрократические процессы?
– И не только. Мы создаем цифровые сервисы для граждан: это запись в спортивную школу, подача заявки на соревнование онлайн. Мы, тем самым, подступаемся к задаче формирования цифрового профиля спортсмена, тренера, куда сразу, как в копилку, складывались бы достижения. Принял, например, человек решение выступать за другой регион - и портфолио в один клик переходит с ним. Принял решение покинуть спорт и стать любителем - пожалуйста, тебе ничего не мешает.
А дальше речь идёт уже о мотивации. То есть, сейчас все думают о том, как к 2030 году 70 % граждан нашей страны вовлечь в систематические занятия физкультурой и спортом. Некая система мотивации уже есть: кэшбек за посещение фитнес-клубов и так далее. Наша задача, в том числе, создать не только привлекательную, но и удобную систему, которая людей бы действительно сподвигла хотя бы три раза в неделю позаниматься спортом. Чтобы всю необходимую информацию было легко найти, например, выбрать подходящую спортивную площадку в своём районе.
– Давайте подведем некоторые итоги: компания «Мой спорт», начиная с того, что оцифровывает бумажные процессы, в том числе, создает некую экосреду, по сути экосистему, в рамках которой сохраняется весь профессиональный путь спортсмена и в которой все достижения фиксируются автоматически. Такой паспорт спортсмена.
– Так и есть. В 2009 году этот термин был введён в закон о спорте, потом в 2010 году посчитали, что слишком много денег требуется на то, чтобы делать этот цифровой профиль. И отложили эту задачу на 10 лет, а сейчас вернулись к её выполнению в рамках нового указа о цифровизации. Мы уже тесно работаем более чем с 60 регионами нашей страны.
– Повышение прозрачности - важная, казалось бы, в нашем мире вещь. Такая «витрина», где видно каждого спортсмена и можно посмотреть на результаты, с одной стороны, облегчает переход из команды, все процессы упрощаются и становятся более комфортными. А с другой стороны, не кажется ли вам, что может исчезнуть некая обособленная культура, когда не было такой прозрачности и по-другому складывались отношения в команде? Не происходит ли утрата командного духа?
– Когда мы заговорили о плодах цифровизации, стали смотреть на наши проблемы совместно с руководителями спорта регионов, совместно со спортивным сообществом, куда входят директора спортивных школ, тренеры и родители спортсменов. И мы поняли одну простую вещь - спортсмену нужно делать всё возможное, чтобы показать свои скиллы.
Можно привести наглядный пример - хоккей. Парень из какой-нибудь глубинки, скорее всего, не будет замечен, пока над ним не загорится какая-нибудь счастливая звезда и его кто-то не приметит. Цифровизация позволяет создать цифровой профиль, и получается, что его скиллы будут на виду. Тем же скаутам, тем же экспертам, которые хотят пригласить спортсмена в сборную команду, намного проще определить человека по актуальным параметрам - для того, чтобы обратить на него внимание, пригласить на просмотровый сбор. Это очень важно.
Потом немаловажный процесс - геймификация. Наша молодёжь отличается от той, которая была 20 лет назад. У нас в команде, я помню, практически все вели спортивный дневник в бумажном виде. Сейчас все кардинально поменялось: тренировка закончилась - всё, они в компьютерной игре. И когда мы видим, что молодежь стала немножечко не справляться с теми нагрузками, которые были 20 лет назад, невольно задумываешься над тем, что пора трансформировать саму спортивную подготовку. Поэтому в элементах цифровизации у нас в проекте, в том числе, появляется так называемый рейтинг, когда твои достижения на каждой тренировке фиксируются тренером и отражают твою динамику.
Например, сдача тестов. Спортсмены обязаны раз в год сдавать тесты при переводе с одного года подготовки на другой. Но никто не анализировал их качество. Наша задача, в том числе, проанализировать эти показатели, сравнить с тем, что было 10-20 лет назад. Мы тесно работаем с общероссийскими спортивными федерациями в этом направлении. Цель - создать так называемые эталонные методики спортивной подготовки, ту самую эффективную программу, которую могут использовать наши тренеры. Тем самым, появится более острая конкуренция: без разрыва в 10-20-30 секунд на каких-то дистанциях, а когда в 1 секунде пятеро.
Наша глобальная задача - создать эту повсеместную конкуренцию во всех видах спорта для того, чтобы мы за счёт плотности результатов в итоге выдавали высокие показатели. Помните, как было в Советском Союзе - стать чемпионом СССР было сложнее, чем стать чемпионом мира.
– Не убивает ли такой подход командный дух, не порождает единоличников, которые сосредоточены на своей карьере? Ведь отдельному игроку команда не очень нужна, когда есть его личный профиль и его личные достижения. И вообще нужен ли сегодня командный дух, про который столько раньше говорили, или сегодня любая команда - это просто набор таких единоличников, которых объединили ради достижения некоего результата, такая рабочая группа?
– Командный дух, наоборот, укрепляется. В ТОП-100 спортсменов по стране входят 10 спортсменов из какого-то города, из конкретной школы. Например, взять самбо, или дзюдо, плавание - в этих видах спорта есть академии с сильными традициями. Когда спортсмены крутятся в едином пространстве, они показывают более плотный результат. Когда олимпийский чемпион приезжает к себе в спортивную школу, будущие звездочки смотрят на него и набираются опыта.
Наша задача - этот опыт чуть более широко раскрыть для потенциальной аудитории, ведь не к каждому олимпийский чемпион приедет.
Спортсмены будут получать опыт и «расти» за счёт того, что будет что-то перениматься: лучшая методика, лучшее выполнение упражнения. На первом этапе наша цель - не навредить спортсмену: ограничить пул упражнений, которые в этом возрасте можно давать, и, соответственно, смотреть за тем, чтобы мотивация спортсменов не пропадала. Когда спортсмен понимает, что его постоянно не замечают, у него нет ориентира, он не может выехать на соревнования по разным причинам, то наступает момент, когда ему требуется поддержка. Здесь и приходят на помощь цифровые сервисы. Так было, например, в пандемию, когда стали появляться трансформированные онлайн-турниры. Например, прыжки на батуте, фигурное катание, дисциплины ката, бесконтактное самбо или выполнение каких-то элементов дзюдо - они стали судиться, оцениваться на расстоянии. И у спортсменов появилось больше возможностей проявить себя.
Сейчас идет трансформация, в том числе, и в ту сторону. На Kazan Digital Week представлен проект «Игры будущего», то есть «кибердисциплина», которая смешивает физические активности спортсмена и его digital-активности, компьютерные. Я с этим вопросом еще в 2019 году обращался к аудитории. Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России, тогда уже задумался над тем, как физические скиллы спортсмена передать в аватар игрока в компьютерной игре. И одна из трансформаций в будущем - это когда твоя физическая форма будет влиять на того компьютерного героя, которым ты управляешь.
– Тогда последний вопрос: как вы считаете, стоит ли киберспортсменам обращать внимание на свою физическую форму?
– Я был одним из тех, кто этот вопрос часто поднимал. Ребята услышали призыв спортивной общественности, которые классическими видами спорта занимаются, что у киберспортсмена тоже должна прокачиваться мускулатура. Уже доказано рядом научных статей, что физическая форма киберспортсмена влияет на его результат в игре. И наша задача в том, чтобы киберспортсмены чётко понимали, что существует тесная взаимосвязь между его физическими кондициями и его скиллами в компьютерном мире. Наша задача - оцифровать профиль киберспортсмена, показать, какой он по гибкости, по силе, быстроте и выносливости.
– Мне нравится идея, когда твой аватар будет полностью зависим от твоих данных, когда не просто купил себе вот столько-то силы. Спасибо, Андрей, за нашу беседу.
Больше интересных интервью и подкастов «ЭХО л’ОСЕЙ» вы можете прослушать по ссылке и на Яндекс.Музыке.
О компании «Мой спорт»
«Мой спорт» - один из самых масштабных проектов, осуществляющих цифровизацию спорта в России. Платформа создаёт единый цифровой контур спортивной сферы страны, предоставляя всем участникам отрасли удобные инструменты для ежедневного использования: юным спортсменам и их родителям, тренерам, спортивным организациям, федерациям и органам власти. Сегодня система работает уже более чем в 60 регионах России, объединяя более миллиона пользователей.