– Роман, по каким основным причинам ИТ-компании прибегают к аутстаффингу? Изменилась ли популярность этой модели после февральских событий 2022 года?
– На самом деле этих причин достаточно много. Первая, и самая главная, заключается в том, что у компаний с собственным отделом разработки не хватает ресурсов для выполнения ИТ-проектов. Тогда бизнес нанимает программистов и разработчиков из компании-аутстаффера, и они работают под управлением проджект-менеджера самого заказчика.
Вторая причина – потребность в оперативном запуске ИТ-продукта. Если судить по нашему опыту, проекты обычно рассчитаны на выполнение «здесь и сейчас», бизнес старается реализовывать их в определенные сроки, согласно стратегии. Для этого необходимо в короткие сроки найти квалифицированные кадры, иногда с узким профилем применения компетенций. Подбор и найм такого исполнителя, в связи с нехваткой кадров на российском рынке, может занимать несколько месяцев. И тогда компания вынуждена обращаться к подрядчикам, у которых уже собрана ИТ-команда под решение всевозможных бизнес-задач.
Коммерческий директор компании «Девелоника» (ГК Softline) Роман Смирнов
Еще одна причина – экономическая выгода. Проекты могут быть настолько объемными, что экономически бессмысленно нанимать большое количество людей. Есть крупные проекты, на которых требуются сотни исполнителей, в этом случае прибавление стольких собственных сотрудников в контур компании приведет к колоссальным сопутствующим затратам (ФОТ, налоги, логистика, оборудование).
В совокупности этих факторов, отечественный рынок объективно готов работать по модели аутстаффинга, востребованность и популярность которой, по нашим наблюдениям, после весны 2022 года не снизилась. Критичных изменений в этом вопросе не случилось.
– Достаточно ли в России компаний, предоставляющих такие услуги? В каких случаях приходится обращаться к зарубежным аутстафферам, широко ли это практикуется?
– Смотря в чем измерять. Сам по себе рынок аутстаффинга в России очень большой, и он не проявляет тенденций к уменьшению. Но в условиях, когда мы имеем нехватку специалистов, а рынок «перегрет», таких компаний сегодня недостаточно. Тем более, для отечественного бизнеса будет лучше, если их станет больше, потому что это снизит стоимость услуг.
К зарубежным аутстафферам компании обращаются редко. Это, по большей степени, связано с внешними условиями и экономическими ограничениями. Крупные проекты зачастую касаются критической инфраструктуры или выполняются для компаний, которые физически не могут прибегнуть к услугам зарубежного аутстафа.
– Какие специалисты особенно часто привлекаются по модели аутстаффинга, почему именно они?
– По этой модели сегодня привлекаются все виды специалистов, преимущественно среднего и высокого уровней, но больше всего требуются сеньоры. Например, мы привлекаем на проекты кадры, которые имеют необходимый опыт, могут быстро включиться в работу. Потому что аутстаффинг предполагает, что мы делаем проект оперативно и без промедлений. Другими словами, при использовании этой модели у компании нет заинтересованности в том, чтобы развивать кадры и тратить на это ресурсы. Для решения задач нужны уже состоявшиеся и хорошо обученные сотрудники.
– Работает ли ваша компания с аутстафферами? Поделитесь, пожалуйста, примерами из практики.
– Часто к нам обращаются заказчики с конкретной бизнес-потребностью. При этом у них может не быть понимания, специалисты с какими компетенциями необходимы, чтобы быстро запустить проект в производство. Тут «Девелоника» готова выступать как в роли аутсорс-компании, так и оказывать консалтинговые услуги. Ее рекрутмент способен оперативно и четко подобрать нужных специалистов, помочь собрать команду, выстроить внутри нее процессы и коммуникации, закрыть потребности по всему циклу разработки. А также сформировать ВЦР (выделенный центр разработки) под задачи заказчика.
Однако проектов много, и их количество увеличивается, и если вдруг ресурсов «Девелоники» в конкретный момент времени не хватает, можем обратиться к проверенным аутстафферам. Это целая сеть партнеров из более чем сотни компаний с достаточным количеством кадров для совместных проектов.
– Будет ли расти объем аутстаффинга ИТ-специалистов на отечественном рынке? Среди каких компаний, в связи с какими рыночными процессами?
– Скорее да, потому что весь рынок растет, как и объемы проектов. Появляется все больше новых возможностей, которые ИТ-индустрия открывает для бизнеса.
На данный момент рост интереса как к инхаус-разработке, так и к аутстаффингу замечен за финсектором РФ, в частности – в банковском сегменте. Эти отечественные игроки чувствуют себя достаточно уверенно с точки зрения технологий, активно вкладываются в перестройку и развитие собственных ИТ-систем. Те, у кого есть собственные команды, обращаются как за редкими узкопрофильными компетенциями по отдельным позициям, так и за целыми блоками работ, которые могут быть решены через ВЦР. Но при реализации масштабных проектов, где счет идет на тысячи исполнителей, бизнес довольно редко способен нарастить собственный ресурс до таких объемов, и поэтому обращается за ними на аутстаф.
Другие сегменты рынка, с течением времени, также продолжат тем или иным образом пользоваться услугами аутстафферов, что означает, что объем отечественного рынка в контексте этой модели будет расти.
– Большое спасибо за беседу!