– Сергей, почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?
– Со временем обнаружилось, что традиционные методы обучения, вроде учебных курсов или семинаров, хоть и работают по каким-то отдельным направлениям, но зачастую страдают от отсутствия индивидуального подхода. Лекции могут быть перегружены ненужной информацией, а такой классный способ, как менторство или наставничество, слишком зависит от навыков и знаний конкретного ментора. Автоматизация как раз позволяет решить эти задачи и подстроить обучение под конкретного человека, структурировать данные, которые получает сотрудник, и отслеживать его прогресс на всем этапе обучения. Обойтись без автоматизации можно, особенно если речь про какие-то уникальные компетенции, которые сложно формализовать в рамках учебного процесса. Однако если речь идет о массовом обучении, то без автоматизации сегодня уже не обойтись.
Руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.
Фото предоставлено компанией «Газинформсервис»
– Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.
– Какие-то конкретные инструменты рекламировать не хочется, но можно выделить несколько классов таких решений. Во-первых, это системы управления обучением, так называемые LMS. Они как раз позволяют систематизировать все материалы, весь учебный контент, а также управлять и отслеживать предоставление курсов. Есть так называемые платформы eLearning, которые представляют курсы и материалы по конкретным продуктам, как правило, от самих авторов этих продуктов. И еще можно отметить просто онлайн-библиотеки, которые являются коллекциями различных курсов по всевозможным тематикам. Причем такие библиотеки часто работают по модели подписки, когда за какую-то фиксированную сумму в месяц или в год человек получает полный доступ ко всем материалам.
– Приведите, пожалуйста, примеры таких проектов - из практики вашей компании, ваших клиентов, коллег по рынку.
– Мы в компании автоматизировали обучение по многим аспектам. Особенно эффективно получилось решение по обучению новых сотрудников. У нас крупная компания со своей спецификой и очень здорово, что новички вливаются в рабочий процесс заметно быстрее, чем раньше. Кроме этого, мы работаем с экспертами внутри компании и мотивируем их создавать курсы для своих коллег, чтобы делиться экспертизой. Такие курсы можно модифицировать на ходу под потребности бизнеса.
– Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?
– Очень интересно устроено обучение в сферах, к которым раньше было просто сложно подступиться. Например, обучение сотрудников организации основам кибербезопасности раньше не шло дальше демонстрации каких-то слайдов или бесед о необходимости менять пароли. Сегодня это полноценные тренажеры, где пользователей учат выявлять фишинговые письма, подозрительные файлы и тому подобное. Более того, за обучением может последовать проверка знаний, которая будет бесшовно вплетена в рабочий процесс, когда пользователь получит подозрительное письмо, а система обучения будет отслеживать реакцию пользователя.
– Идеально автоматизированный образовательный процесс - что это, какие компоненты он может включать?
– Идеальный автоматизированный образовательный процесс – это такой процесс, который сам подстраивается под уровень компетенций обучаемого. Вряд ли кто-то приступает к изучению языков программирования или сетевых технологий, не имея вообще никаких представлений о них. Поэтому в идеале надо не тратить время на то, что и так известно, а фокусироваться на новом материале, при этом постоянно проверяя, как усвоен уже пройденный материал. Удобно, когда в процесс обучения органично вплетено различное тестирование знаний и мотивация для студента продолжать обучение.
– Большое спасибо за беседу!