– Евгения, по каким основным причинам ИТ-компании прибегают к аутстаффингу? Изменилась ли популярность этой модели после февральских событий 2022 года?
– Начиная разговор об аутстаффинге, хотелось бы сначала определиться с некоторыми определениями, которые могут иметь разную трактовку. Под аутстаффингом персонала в широком смысле понимается привлечение внешнего исполнителя на работу заказчиком, без оформления человека в штат организации.
Аутстаффинг это так называемый заемный труд. Законодательно определен процесс найма аутстаффера через специальные аккредитованные агентства. Такая форма занятости используется преимущественно в строительстве, сфере услуг, сельском хозяйстве и прочих областях. А в сфере информационных технологий под термином «аутстаффинг» понимается более применимая для интеллектуального труда модель работы – такая как аутсорсинг. Эта модель предполагает привлечение внешних исполнителей в роли подрядчиков, которыми могут быть небольшие организации, индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане, привлекаемые для выполнения определённого, заранее оговоренного объема работ. При этом исполнитель несёт за них ответственность.
Ведущий специалист Проектного офиса компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Евгения Бойкова
Причины, по которым ИТ компании прибегают к привлечению дополнительных ресурсов в любом виде, продиктованы проблемой тройственной ограниченности, связанной с необходимостью учитывать соотношение объёма проекта с его стоимостью и временем на реализацию без ущерба качеству конечного продукта. Сценарии могут быть следующими:
– Достаточно ли в России компаний, предоставляющих такие услуги? В каких случаях приходится обращаться к зарубежным аутстафферам, широко ли это практикуется?
– На российском рынке представлено множество небольших ИТ-компаний, обычно это представители малого и среднего бизнеса или индивидуальные предприниматели, которые работают с заказчиками по разным моделям сотрудничества, в том числе и аутстаффингу. Что касается зарубежных компаний, тут нужно учитывать языковые барьеры, которые могут потенциально ограничивать круг поставщиков услуг. Уместно будет отметить, что за последние 5 лет наблюдается значительный рост представителей ИТ-бизнеса из стран СНГ, которые стремятся занять свою нишу на российском рынке и не ограничены языковым барьером, а также готовы предлагать более дешевые ИТ-услуги, не уступающие по уровню сервиса российским компаниям.
– Какие специалисты особенно часто привлекаются по модели аутстаффинга, почему именно они?
– Для описания специалистов, привлеченных на ИТ-проект, стоит упомянуть их роли и уровни экспертности. Максимальный объем задач в проекте на разработку ПО приходится на программистов, аналитиков и тестировщиков. Однако по ходу выполнения проекта растет и его команда, могут усложняться задачи или появляться новые, поэтому часть работ, связанных с разработкой, аналитикой и тестированием, может быть делегирована подрядным организациям.
На рынке ИТ принято делить уровень экспертности сотрудника по следующим ступеням, начиная с наименьшей - Junior, Middle, Senior, Team lead. В случае с привлеченными исполнителями на проекте это редко бывают специалисты уровня Junior или Team lead, чаще требуются уровня Middle или Senior.
– Работает ли ваша компания с аутстафферами? Поделитесь, пожалуйста, примерами из практики.
– Если говорить об опыте работы с аутстафферами, то для нашей компании более приемлема модель привлечения внешних исполнителей в роли подрядчика по модели аутсорса, о которой упоминали выше. Являясь крупным системным интегратором и исполнителем по государственным контрактам с заказчиками, компания обязана привлекать соисполнителей на выполнение работ по контракту. Только в данном случае с подрядчиком может быть чётко определен объем выполняемых работ и перечень задач.
Как заказчикам на этом рынке, нам удалось собрать довольно большую партнерскую сеть проверенных подрядчиков, с которыми компания сотрудничает много лет, а также наладить внутренние процессы, обеспечивающие оперативное рассмотрение предложений от новых подрядчиков и оценку возможности и целесообразности сотрудничества с ними. Таким образом, компания работает не только с постоянными подрядчиками, но и постоянно расширяет численность своих партнеров.
Для привлечения подрядчика из списка партнеров на выполнение определенных задач информация о поиске нужного специалиста распространяется через наш канал в Телеграме, и на конкурсной основе выбирается исполнитель. При этом для отбора исполнителей по проекту могут проводиться встречи с менеджментом, проверка опыта компании и технические интервью с членами команды подрядчика.
Отдельное внимание мы уделяем процессу адаптации нового специалиста – его подключению к инфраструктуре проекта, выстраиванию внутренних коммуникаций с командой, знакомству с целями и задачами проекта, получению обратной связи.
– Будет ли расти объем аутстаффинга ИТ-специалистов на отечественном рынке? Среди каких компаний, в связи с какими рыночными процессами?
– Думаем, да, рынок аутстаффинга и аутсорсинга в ИТ будет расти. На него будут оказывать влияние следующие тренды:
– Большое спасибо за беседу!