- Светлана, как бы вы охарактеризовали рынок систем управления предприятием сегодня?
- Самая главная особенность этого рынка сегодня - небывалый интерес заказчиков ко всему, что обещает существенно улучшить управление организацией, повысить качество менеджмента, сделать его более точным, оперативным и технологичным, освободить его от синдрома постоянного запаздывания. Заказчиков интересуют только такие ИТ-решения, которые позволяют принимать управленческие решения своевременно и обоснованно, учитывая не один-два, а множество факторов, и которые позволяют учиться на ошибках и справляться с беспрецедентным потоком изменений.
Директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова
Кроме того, сильные организации преодолели синдром ученичества, они и слышать не хотят про «лучшие практики», под видом которых им долгие годы пытались продавать типовые консалтинговые решения как индивидуальные. Такие заказчики отлично знают, какие особенности их бизнес-процессов сложились под влиянием той или иной сиюминутной ситуации и должны быть улучшены, а какие - являются ценнейшим «ноу-хау» организации, источником ее преимуществ.
Все эти задачи организации просто не рассматривают вне связи с современными информационными технологиями. При этом и в отношении ПО уже нет безоговорочного преклонения перед ИТ-решениями мировых ИТ-грандов. Российские заказчики приобрели большой опыт их использования (как положительный, так и отрицательный), увидели серьезные изъяны в западных продуктах, методиках их внедрения и в реализации клиентских сервисов. И начали ценить сильные стороны российских компаний, проверили их разработки и убедились в том, что они достигли уровня требований крупных организаций, что на них можно делать ставку. Всего этого никогда раньше не было.
Сейчас все руководители хотят гибкости, скорости, большей автоматизации, достаточно серьезной роботизации, опоры менеджмента на данные, возможности гибко внедрять, а после этого - постоянно подстраивать, оптимизировать и качественно улучшать отдельные бизнес-процессы и управление предприятием в целом.
В совокупности все это дает совершенно новое качество не только в сегменте традиционных ERP-систем, но и формирует спрос на решения нового типа (i-ERP), где ERP-система превратилась в учетно-аналитическое ядро целого интегрированного комплекса новых технологий (например, process mining, robotic process automation, Big Data и многое другое), охватывающих работу предприятия с разных сторон, на большую глубину. Мы считаем, что на наших глазах и с нашим существенным участием в России быстро складывается новый сегмент рынка, ориентированный на передовых современно мыслящих менеджеров, сторонников управления на основе данных (data-driven management, или ddm). Именно этот сегмент будет задавать направление развития российского рынка систем управления предприятиями.
- Изменились ли за последние несколько лет считавшиеся безальтернативными методологии и практики внедрения ERP-систем?
- Безусловно, да, и весьма существенно. Вот только один пример. С момента формирования российского рынка систем управления предприятиями и до совсем недавнего времени (1,5-2 года назад) крупные заказчики внедряли бизнес-ПО по схеме, когда относительно краткосрочные изменения ИТ-решения, всегда протекавшие крайне сложно и даже болезненно, чередовались с долгими периодами покоя. Сейчас большая часть заказчиков понимает, что эта модель неадекватна. А многие пошли дальше и проявляют интерес или уже применяют на практике гибкие методики непрерывного развития своих систем управления (Agile и DevOps). Это не дань моде, а необходимость соответствовать кардинально изменившимся требованиям бизнеса по гибкости, адаптивности и скорости получения результатов в ИТ-блоке. Никто не готов и дальше подстраивать бизнес под возможности привычных информационных технологий и неспешное изменение бизнес-ПО.
Кроме того, как я уже говорила, почти одномоментно появился целый букет вполне доступных совершенно новых информационных технологий, которые обладают большими возможностями по выводу ИТ-систем из тупика, расширения их возможностей и создания преимуществ для бизнеса. Гибкие технологии внедрения позволяют предприятию войти в этот мир и получить выгоды от новых возможностей, а традиционные каскадные методики (когда ничего не делается до завершения предыдущего этапа) - нет.
Причем это касается даже традиционных ERP-систем. Теперь всё становится адаптивным и изменчивым, эффект любого изменения нужно подтверждать количественно, а для этого необходим мониторинг множества характеристик, описывающих основную деятельность организации, работу её бизнес-подразделений, прикладного ПО и бизнес-процессов.
- Что собой представляют системы класса i-ERP?
- В нашем понимании система класса i-ERP – это следующее поколение систем управления предприятием.
Традиционная ERP-система - это эффективное планирование управление ресурсами предприятия, возможность консолидировать данные, наложить на них определенные управленческие модели, понять, как на самом деле работает предприятие и оптимально распределить его ресурсы. Но сегодня нельзя замыкаться только на информации о внутренних процессах, это создает угрозу «управленческого аутизма». Предприятию нужно постоянно собирать и перерабатывать не меньший объем данных о внешнем мире, но в классическом ERP этого сделать нельзя, нужны совершенно новые источники и процессы сбора данных, новые технологии их обработки. Кроме того, уже недопустимо надолго откладывать управленческие решения - пока не будут собраны, проверены, консолидированы и обработаны данные. Теперь управление (на основе расширенных данных) должно происходить практически в режиме реального времени, а зачастую и проактивно. Для этого менеджеры активно применяют прогнозные модели и управленческие эксперименты. Наконец, гибкость во всем, о чем я говорила выше.
Вот этим требованиям и соответствуют системы класса i-ERP, это их определяющий признак. Чтобы этого добиться на практике, в системах i-ERP широко применяются новые информационные технологии, ставшие доступными совсем недавно. Но это всё-таки следствие.
Приставка «i» добавляет и подчеркивает интеллектуальное и основанное на информации управление ресурсами предприятия. Прежде чем принимать какое-то управленческое решение, организация дает системе i-ERP проделать гораздо более «умственную» работу с данными и предоставить менеджеру качественные и зачастую значительно улучшенные (без кавычек!) объективные данные. А иногда и готовое управленческое решение или даже результаты его практического применения. А исходные данные для этой подготовки, как я уже говорила, система получает не только из внутренних ИТ-решений, но и из множества внешних источников. Еще одна особенность i-ERP - это повышение гибкости, уровня автоматизации и роботизации, усиление контуров обратных связей, позволяющих организации учиться и работать как целостной системе.
- Как относится рынок (вы, ваши партнеры и заказчики) к i-ERP?
- По-разному. Есть организации, которые совсем не готовы к таким изменениям, но их уже мало. Большинство компаний (по крайней мере, тех, которые попадают в поле нашего внимания) готово к внедрению отдельных аспектов целостного подхода i-ERP. Причем им важно, что в случае успеха они имеют гарантированную возможность перейти к полномаcштабной реализации i-ERP - постепенно или решительно.
Но уже появляются и заказчики, которые изначально готовы к качественному скачку на новый уровень, дающий гораздо большую свободу в выборе инструментов и направлений улучшения менеджмента. Именно этот прорыв их и привлекает.
Это уже рынок, на котором отчетливо проявились три сегмента. Мы считаем, что это очень перспективное окно возможностей для компании, внедряющей системы управления крупными организациями. И мы настолько в это верим, что выделили создание i-ERP-систем в отдельную практику.
- Насколько внедрение систем такого класса может быть эффективнее для бизнеса по сравнению с обычными ERP?
- Эффект очень велик: i-ERP избавляют организации от «управленческого аутизма» и синдрома хронического запаздывания управленческих решений (стрельбы по мишеням, которые успели переместиться далеко в сторону). Они обеспечивают переход к многофакторным управленческим решениям; а также переход от решений, основанных на интуиции, к основанным на данных. И возможность реализовать самообучение системы управления на опыте удач и провалов. Всё это действительно ценно и ново. И всё это работает, несмотря на то, что организация становится гораздо более гибкой и адаптивной, более ориентированной на стандарты и более автоматизированной, меньше страдающей от набившего оскомину «человеческого фактора».
Однако эти преимущества не даются даром. Переход к ddm (и применению «науки о данных»), к гибким методам управления, к глубокой автоматизации и роботизации - это изменение культуры менеджмента. Организация будет сопротивляться этому, поскольку является сложной системой, стабилизированной множеством обратных связей. Есть приемы и ИТ-решения (например, наша «Фабрика изменений»), которые значительно упрощают изменение культуры менеджмента, но всё равно оно не становится простым.
- Есть ли примеры внедрений i-ERP?
- Сейчас у нас ведутся реальные проекты (не пилотные, а промышленные), которые хотя и не являются полномасштабным внедрением i-ERP, но фактически относятся к этой области. Именно из них в нашей компании выросло понимание, что пора этим направлением серьезно заниматься. Приведу два примера.
Первый кейс - работы по созданию интеллектуальной системы ценообразования в одной из ведущих корпораций страны. ИТ-система, с помощью технологии роботизации процессов (RPA), автоматически собирает из внешних источников информацию о конъюнктуре рынка и биржевых котировках, соединяет эти сведения с внутренней информацией о товарообороте предприятия и данными о поставщиках. И на основании сводных данных формирует отпускные цены на товары с помощью сложных алгоритмов, являющихся примером «ноу-хау». В ближайшем будущем, после обкатки текущего решения и накопления статистики результатов, планируется следующий шаг - подключение библиотек машинного обучения (ML) для формирования прогнозных цен и улучшения качества планирования по объему выручки.
Во втором кейсе имеет место автоматическая валидация взаимосвязанных данных, относящихся к разным областям, дочерним обществам и информационным системам. Внедренное ИТ-решение находит по заданным правилам взаимосвязанные данные и проверяет их на соответствие источнику. Если данные из смежных областей не сходятся с источником, система реагирует на это по заданным алгоритмам, учитывающим бизнес-ценность конкретной информации: либо уведомляет о несоответствии, либо блокирует данные от дальнейшего использования. Сейчас ведутся работы по применению данной технологии для превентивного реагирования - прямо при передаче данных. До этого мы занимались проектированием правил. Теперь, когда они готовы, внедряем технологию непосредственно в механизмы зарождения данных. Это позволит обеспечить целостность и достоверность данных на уровне всей корпорации, причем без внедрения ресурсоёмких технологий блокчейн.
Все новые технологии управления подразумевают обмен данными. Каждый такой обмен - это дополнительная нагрузка на оборудование и механизмы сверки и валидации данных. Чтобы снизить требования к «железу» и убрать риск рассинхронизации информации, мы создали интерфейс прикладного программирования (API) для так называемой бесшовной интеграции, когда информация совместно используется разными модулями без передачи друг другу. Так, в первом примере (с ценообразованием) мы обращаемся в соответствующий модуль нашей микросервисной i-ERP за данными о продажах в адрес конкретного контрагента, анализируем объем и формируем индивидуальные условия сделки на основании внешних данных о рынке и оборотах с контрагентом. При этом сильно не нагружаем каналы связи и не гоняем информацию от одного блока к другому.
- На какие основные тенденции рынка систем управления предприятием вы бы обратили внимание заказчиков?
- Сегодня российским организациям нужно обратить особое внимание на сами данные и всю систему их сбора и обработки, на потоки изменений, на воспроизводимые практики и их применение, на процессный подход - в сочетании с технологиями Agile / DevOps (для достижения адаптивности схем процессов) и с непрерывной оптимизацией процессов (process mining), когда мы уходим от идеи статичности и все, что у нас есть, должно быть в постоянной динамике. Для компании-заказчика совместное применение различных технологий обеспечения гибкости становится значительно проще и последовательнее, если опираться на такие решения, как «Фабрика изменений».
Компания-заказчик должна сегодня внедрять решение i-ERP, уже думая о том, а как она его будет развивать в будущем. И сразу закладывать в него соответствующие возможности для настроек, изменения режимов работы и так далее.
- Большое спасибо за беседу!