Директор по архитектуре и эксплуатации ИТ компании МГТС Сергей Гелашвили: «Развитие в части ИТ придает нам скорости и гибкости, позволяет удерживать лидерство на фиксированном рынке»

В августе 2018 года в должность директора по архитектуре и эксплуатации ИТ в МГТС вступил Сергей Гелашвили. Сегодня он рассказывает читателям ICT-Online.ru о задачах, которые приходится решать в сфере ИТ современному телеком-оператору, о принципах формирования ИТ-команды под поставленные цели, о значимости и перспективах вверенного ему направления работы.

 - Сергей, расскажите, пожалуйста, о вашей трудовой биографии. Какой новый опыт дает вам занимаемая в МГТС позиция? Что из прежних наработок помогает вам сейчас?

 - Я закончил факультет кибернетики Московского инженерно-физического института, сейчас это национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. В телеком пришел в 2006 году, стартовав с позиции ведущего ИТ-специалиста в МТС, где и вырос до директора департамента развития. В МГТС первое время я тоже занимался именно развитием, и уже год отвечаю за весь спектр работы ИТ-дирекции, то есть также за эксплуатацию и инфраструктуру.

 

 

Директор по архитектуре и эксплуатации ИТ компании МГТС Сергей Гелашвили

 

Поскольку я долго занимался именно развитием, для меня люди из эксплуатации и инфраструктуры были своего рода оппонентами, я не полностью понимал их проблематику. На новой должности произошло некое внутреннее масштабирование, теперь я вижу интересы всех сторон и ищу наиболее приемлемые варианты решения. Разработка научила меня доходить до самой сути вопроса, что сейчас мне здорово помогает видеть и понимать полный цикл задач: разрабатываемый софт должен приземлиться на виртуальную инфраструктуру, которая базируется на наших георезервируемых ЦОДах, эксплуатация должна взять все в свои руки, обеспечить непрерывный сервис и качество.

 - Какие новые задачи были поставлены перед вами в момент вступления в должность? Что давало основания для уверенности, что они могут быть достигнуты?

 - Основным для нас на тот момент было поменять подход к работе и научиться работать очень быстро, не снижая качества продукта. Для этого в каждое бизнес-направление мы внедрили так называемых КАМов (от Key Account Manager). Их задача - счастье внутреннего клиента, для этого надо на деле понимать бизнес-процессы, жить внутри бизнеса. Раньше заказчик долго прорабатывал требования к будущему продукту, и когда свой выстраданный «снежный ком» выносил к нам, нам приходилось этот запрос раскладывать на кусочки, в итоге на запуск уходило 6-8 месяцев. Сейчас мы работаем быстро, потому что находимся внутри проекта с самого начала, и можем готовить техническую реализацию параллельно с маркетинговой, например, обвязкой. Мы поменяли подход к выстраиванию очередности задач, упростили взаимодействие с релизным комитетом. В итоге сроки запуска сократились в разы. Так, например, интеграция c порталом mos.ru была проведена за считанные дни.

 - Расскажите о формировании новой команды под новые задачи. Кто сейчас составляет вашу команду?

 - Самое сложное было поменять мышление сотрудников. Наша функция долгое время воспринималась исключительно как сервисная: нам ставили задачу, мы делали. Меня это не устраивало – воспринимаю бизнес компании как свой, и мне важно, чтобы мои сотрудники тоже умели думать о бизнесе в целом и о своем влиянии на конечный результат. Процесс небыстрый, учились «на бою»: вместе анализировали кейсы, погружаясь в финансовую сторону. На этих встречах я использовал картинку, которая показывает «лишнее» – то, что не имеет отношения к цели проекта, и помогает отсекать его, сосредоточившись на том, что приносит компании выгоду. Визуализация помогла, и позже достаточно было сказать «крылья», чтобы напомнить о необходимости сопоставить задачи, сроки и пожелания. У коллег появился интерес и даже азарт, потому что они стали причастны к общему значимому делу.

 

Рисунок «Крылья»: заштрихованы пожелания заказчика, не имеющие материального эффекта

 

 - Приведите, пожалуйста, несколько примеров наиболее интересных проектов. Насколько они сложны, инновационны, уникальны?

 - Основные «руки» компании - это линейный персонал: монтажники, осуществляющие физическое подключение абонентов. Чтобы максимально упростить их взаимодействие со службой координацией заказов и клиентами, используя стек наших информационных систем, мы разрабатываем цифровую платформу по типу Uber. Для этого меняем сам движок системы планирования рабочего времени персонала WFM (Work Force Management) и разрабатываем специальное мобильное приложение монтажника. В нем будет вся необходимая информация: прием на работу, обучение, допуски, уровень квалификации, умения, навыки, наличие автомобиля и так далее, с учетом чего будут назначаться наряды. Приложение будет также контролировать запас расходного материала, вести учет оценки выполненных работ, вознаграждения и электронный документооборот с абонентом. Это очень большой пласт работ, требующий различных технологий и интеграций. Я надеюсь запустить первую очередь в продуктовую среду в конце ноября.

 - Какие нетривиальные задачи приходится сейчас выполнять телеком-оператору? Для чего это необходимо?

 - Сейчас довольно трудно провести деление между телекомом и нетелекомом. Например, городские сервисы, умные домофоны, счетчики, цифровой двойник, чем мы сейчас тоже занимаемся – с одной стороны, это не телеком, с другой стороны – телеком, потому что это строится на нашей сети, биллинге, оборудовании. Мы также занимаемся in-house разработкой мобильных приложений, что тоже несвойственно для телекома. Пошли в эту историю из-за скорости и качества: если бы шли через подрядчика, процесс бы занял 8-9 месяцев. Своей командой, которая и специфику понимает лучше, справляемся намного быстрее: time-to-market не превышает пары недель.

 - Опишите дальнейшие перспективы развития ИТ-направления в МГТС. В какие сроки предполагается реализовать те или иные проекты, чему послужат эти преобразования?

 - Мы все активнее занимаемся продуктами, связанными с цифровыми городскими сервисами. Уже готов ИТ-функционал для нескольких совместных проектов, например, с предприятиями из сферы энергетики. Также очень интересна тема «цифрового двойника», которую мы хотим апробировать на двойнике собственной сети, у нас есть поддержка со стороны руководства, и мы планируем создать такую модель к концу года. Она поможет нам оптимизировать сквозные процессы, такие как стройка, планирование и развитие сети, технический учет, которые сейчас реализованы в различных информационных системах, а также в будущем применить прогнозное моделирование, которое поможет ответить на многочисленные «А что, если…», смоделировать развитие различных ситуаций не на живой сети, а в цифре и, соответственно, избежать ошибок.

 - Ваша экспертная оценка уровня развития ИТ у телеком-операторов. Кто лидеры в этой сфере и почему? Каково место МГТС среди них?

 - У большинства российских телеком-операторов функция ИТ урезана, в основном используются подрядчики или аутсорс, поэтому сравнивать собственные компетенции телеком-операторов я бы не стал. В нашем случае, как и в материнской МТС, ситуация другая: мы не переставали решать задачи своими силами и 93 % наших систем – это собственная разработка. Это придает нам скорости и гибкости и позволяет удерживать лидерство. МТС – на мобильном рынке, нам – на фиксированном.

 - Поделитесь, если можно, вашей профессиональной мечтой. Насколько она осуществима?

 - У меня их две. Во-первых, я мечтаю, что профессия разработчика когда-нибудь перестанет существовать, и вместо написания кода будет, скажем, моделирование. Выглядеть это должно так: ты описываешь задачу, сущность или идею, ожидаемый результат, некую логику и это все волшебным образом превращается в готовый программный продукт благодаря искусственному интеллекту или, скажем, нейросетям, неважно. Я уверен, что мы к этому придем довольно скоро, лет через 10. Мы видим, какими шагами движутся технологии: задачи, на решение которых раньше уходили десятки лет, и над которыми трудились целые институты, сейчас решаются почти мгновенно. Например, 3D модель Москвы можно создать за 20-30 секунд.

Вторая мечта касается информационных систем в целом: хотелось бы, чтобы все работало само, ну или почти само, с минимальным количеством людей. Например, чтобы такую махину, как МГТС, в части ИТ обслуживали пять человек, а не 250. Такая цель – тоже достижима, но в более долгосрочной перспективе. В МГТС над этим активно работаем: многие процессы, включая заявки на портале самообслуживания, тестирование софта, чек-листы уже выполняют роботы. В результате у человека появится время на самореализацию, а в нашей профессиональной среде творческих личностей много.

 - Большое спасибо за беседу!

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция

Ключевые слова: МГТС