– Светлин, можно ли, на ваш взгляд, вывести несколько правил, которые должны действовать для успешного онлайн-обучения?
– По нашему опыту, успех онлайн-обучения складывается из эффективной организации процесса, умения работать с технологиями, а также равноценного доступа к технологиям всех участников.
Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов
Организаторам обучения в онлайн-формате всегда нужно формулировать для участников цели – конечные и промежуточные – и ожидаемые результаты. А сами занятия должны быть четко структурированы по форме. При этом преподавателям следует применять техники привлечения внимания и метод edutainment (игровое обучение), поскольку в онлайне легче отвлечься и сложнее концентрироваться всем – и детям, и взрослым.
Для эффективного выполнения домашних заданий важно организовать доступ к записи занятия и наладить обратную связь со всеми участниками.
Пользоваться платформами для онлайн-обучения и приложениями учителям достаточно на базовом уровне – чтобы подготовить материалы, подключиться, организовать работу учеников, записать занятие. В технологическом плане, скорее, больше проблем бывает с надежностью и качеством каналов связи. Здесь нужно стремиться к равноценному доступу всех участников, к хорошей аудио- и видеопередаче.
– Каким категориям обучающихся было проще всего перейти на дистанционку? Почему?
– По опыту коллег и рассказам клиентов можно сделать вывод, что проще всего в онлайн перешли студенты. И у студентов, и у преподавателей вузов к этому времени уже естественным образом сложилось понимание и практика, как учиться и учить с применением технологий удаленного доступа, веб-сервисов, офисных и мобильных приложений.
Однако если говорить о технической стороне, стандартные платформы дистанционного образования, которые используются в вузах, не очень удобны, у них не хватает функциональности. Например, есть функция загрузки домашних заданий, но недостаточно развит функционал дискуссий, обратной связи, связи с коллегами-студентами.
– А кому пришлось тяжелее всего, почему? Что можно сделать учебным заведениям и семьям для того, чтоб в будущем эти проблемы не повторялись?
– Сложнее всего адаптировались младшие школьники и их родители. В дистанционном обучении родители стали полноценными участниками процесса, не только помогали с домашними заданиями, но часто объясняли материал детям.
Так получилось не только из-за недостаточной практики учителей с организацией обучения в онлайне, но из-за проблем с техническим оснащением – как в школах, так и в семьях. Возможно, стоит стандартизировать ПО, которое используется в школах для организации онлайн-обучения, с невысокими требованиями к ресурсам и каналам связи.
Другой проблемой, на которую пришлось много жалоб со стороны родителей, стала плохо организованная внеурочная и организационная коммуникация учителей и родителей, родителей между собой. Повсеместно для общения использовали мессенджеры, к которым все привыкли в повседневной жизни. Но групповое общение в них сложно координировать.
Для решения этого в будущем стоит доработать функционал условной стандартизованной платформы, где ведутся онлайн-уроки и выкладывается материал, под общение и обратную связь, с уведомлениями и мобильным доступом. Чтобы это работало, важно воспроизвести накопленный пользовательский опыт по навигации и использованию приложения для общения – как в привычных соцсетях и мессенджерах.
– Как вы оцениваете готовность государства, образовательных госструктур к дистанционному образованию?
– Образовательные организации неплохо сориентировались и в каком-то виде проводили занятия дистанционно, хотя возникало много технических и организационных проблем. Думаем, что административные структуры собрали много информации и отзывов, которые можно применить в дальнейшем для улучшения или разработки решений и платформ для всеобщего онлайн-обучения. В новостях не так давно была информация о запуске пилотных проектов по дистанционному обучению в отдельных регионах страны.
Регуляторам стоит обратить внимание на доработку функционала существующих платформ. Здесь можно использовать опыт частных школ и известных международных онлайн-школ. Другие проблемы – это устойчивость каналов связи и равнозначный доступ учеников к онлайн-обучению. Возможно, в решении этого поможет снижение требований платформ к ресурсам и стандартизация. Также нужно продумать вопрос безопасности данных, ведь многим учителям и родителям приходится проявлять инициативу и вводить какие-то третьи инструменты, например, мессенджеры.
– Как вы считаете, в каком соотношении образование ближайшего будущего могло бы сочетать в себе очные и дистанционные технологии?
– Мы думаем, что школа будущего – это, все-таки, в первую очередь оффлайн-образование с тесной интеграцией в учебный процесс онлайн-форматов и современных технологий, механизма социальных сетей, робототехники, AR/VR и так далее.
Проблемы онлайн-образования всегда будут связаны с нехваткой личного присутствия и общения с преподавателем. В онлайне сложнее организовать доверительную обратную связь, а также решать спорные моменты. Дистанционное образование требует много самостоятельности, самоконтроля и мотивации, а это все подойдет далеко не каждому ученику – и по возрасту, и по индивидуальным особенностям.
Дистанционный формат вполне можно вводить как дополнительную и поддерживающую деятельность – для повторения материала, например. Но и здесь нужно обязательно работать над созданием и развитием онлайн-сообществ учеников и учителей для обсуждения и обратной связи.
– Большое спасибо за беседу!