Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов: «Школа будущего – это, все-таки, в первую очередь оффлайн-образование с тесной интеграцией в учебный процесс онлайн-форматов»

Проблемы онлайн-образования всегда будут связаны с нехваткой личного присутствия и общения с преподавателем. В онлайне сложнее организовать доверительную обратную связь, решать спорные моменты. Дистанционный формат вполне можно вводить как дополнительную и поддерживающую деятельность, но и здесь нужно обязательно работать над созданием и развитием онлайн-сообществ учеников и учителей для обсуждения и обратной связи. Такого мнения придерживается директор по развитию FTS Russia Светлин Савов.

– Светлин, можно ли, на ваш взгляд, вывести несколько правил, которые должны действовать для успешного онлайн-обучения?

– По нашему опыту, успех онлайн-обучения складывается из эффективной организации процесса, умения работать с технологиями, а также равноценного доступа к технологиям всех участников.

 

Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов

 

Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов убежден: для рынка ECM ситуация вынужденного перехода на удаленную работу – это неплохая возможность показать тем заказчикам, которые не заморозили ИТ-проекты, преимущества и доказать надежность ECM-решений для работы в удаленном доступе и, возможно, усилить и развивать дальше интеграции и функционал в этом направлении (см. аналитику раздела «ЕСМ» от 5 июня 2020 г.).

Организаторам обучения в онлайн-формате всегда нужно формулировать для участников цели – конечные и промежуточные – и ожидаемые результаты. А сами занятия должны быть четко структурированы по форме. При этом преподавателям следует применять техники привлечения внимания и метод edutainment (игровое обучение), поскольку в онлайне легче отвлечься и сложнее концентрироваться всем – и детям, и взрослым.

Для эффективного выполнения домашних заданий важно организовать доступ к записи занятия и наладить обратную связь со всеми участниками.

Пользоваться платформами для онлайн-обучения и приложениями учителям достаточно на базовом уровне – чтобы подготовить материалы, подключиться, организовать работу учеников, записать занятие. В технологическом плане, скорее, больше проблем бывает с надежностью и качеством каналов связи. Здесь нужно стремиться к равноценному доступу всех участников, к хорошей аудио- и видеопередаче.

Каким категориям обучающихся было проще всего перейти на дистанционку? Почему?

– По опыту коллег и рассказам клиентов можно сделать вывод, что проще всего в онлайн перешли студенты. И у студентов, и у преподавателей вузов к этому времени уже естественным образом сложилось понимание и практика, как учиться и учить с применением технологий удаленного доступа, веб-сервисов, офисных и мобильных приложений.

Однако если говорить о технической стороне, стандартные платформы дистанционного образования, которые используются в вузах, не очень удобны, у них не хватает функциональности. Например, есть функция загрузки домашних заданий, но недостаточно развит функционал дискуссий, обратной связи, связи с коллегами-студентами.

А кому пришлось тяжелее всего, почему? Что можно сделать учебным заведениям и семьям для того, чтоб в будущем эти проблемы не повторялись?

У FTS Russia есть пул крупных клиентов, с которыми компания сотрудничает многие годы, и команда, в которой каждый специалист на своем месте, при этом может выступать как «универсальный солдат», готовый учиться новому. Спрос на решения FTS Russia не зависит от одной определенной отрасли. Все это помогает игроку успешно преодолевать кризисные периоды. О причинах устойчивости ИТ-бизнеса говорит директор по развитию FTS Russia Светлин Савов (см. интервью раздела «FTS» от 10 августа 2020 г.).

– Сложнее всего адаптировались младшие школьники и их родители. В дистанционном обучении родители стали полноценными участниками процесса, не только помогали с домашними заданиями, но часто объясняли материал детям.

Так получилось не только из-за недостаточной практики учителей с организацией обучения в онлайне, но из-за проблем с техническим оснащением – как в школах, так и в семьях. Возможно, стоит стандартизировать ПО, которое используется в школах для организации онлайн-обучения, с невысокими требованиями к ресурсам и каналам связи.

Другой проблемой, на которую пришлось много жалоб со стороны родителей, стала плохо организованная внеурочная и организационная коммуникация учителей и родителей, родителей между собой. Повсеместно для общения использовали мессенджеры, к которым все привыкли в повседневной жизни. Но групповое общение в них сложно координировать.

Для решения этого в будущем стоит доработать функционал условной стандартизованной платформы, где ведутся онлайн-уроки и выкладывается материал, под общение и обратную связь, с уведомлениями и мобильным доступом. Чтобы это работало, важно воспроизвести накопленный пользовательский опыт по навигации и использованию приложения для общения – как в привычных соцсетях и мессенджерах.

Как вы оцениваете готовность государства, образовательных госструктур к дистанционному образованию?

– Образовательные организации неплохо сориентировались и в каком-то виде проводили занятия дистанционно, хотя возникало много технических и организационных проблем. Думаем, что административные структуры собрали много информации и отзывов, которые можно применить в дальнейшем для улучшения или разработки решений и платформ для всеобщего онлайн-обучения. В новостях не так давно была информация о запуске пилотных проектов по дистанционному обучению в отдельных регионах страны.

Регуляторам стоит обратить внимание на доработку функционала существующих платформ. Здесь можно использовать опыт частных школ и известных международных онлайн-школ. Другие проблемы – это устойчивость каналов связи и равнозначный доступ учеников к онлайн-обучению. Возможно, в решении этого поможет снижение требований платформ к ресурсам и стандартизация. Также нужно продумать вопрос безопасности данных, ведь многим учителям и родителям приходится проявлять инициативу и вводить какие-то третьи инструменты, например, мессенджеры.

 

 

Как вы считаете, в каком соотношении образование ближайшего будущего могло бы сочетать в себе очные и дистанционные технологии?

По наблюдениям директора по развитию FTS Russia Светлина Савова, в последнее время наблюдается повышенный спрос на интеграцию СЭД/ECM с электронно-цифровыми подписями и сервисами юридически значимого электронного документооборота. Также СЭД/ECM-системы интегрируются с различными учетными системами (бухгалтерскими, ERP, CRM), с популярными офисными приложениями, с почтовыми клиентами и системами управления правами доступа пользователей (см. аналитику раздела «ECM» от 23 декабря 2019 г.).

– Мы думаем, что школа будущего – это, все-таки, в первую очередь оффлайн-образование с тесной интеграцией в учебный процесс онлайн-форматов и современных технологий, механизма социальных сетей, робототехники, AR/VR и так далее.

Проблемы онлайн-образования всегда будут связаны с нехваткой личного присутствия и общения с преподавателем. В онлайне сложнее организовать доверительную обратную связь, а также решать спорные моменты. Дистанционное образование требует много самостоятельности, самоконтроля и мотивации, а это все подойдет далеко не каждому ученику – и по возрасту, и по индивидуальным особенностям.

Дистанционный формат вполне можно вводить как дополнительную и поддерживающую деятельность – для повторения материала, например. Но и здесь нужно обязательно работать над созданием и развитием онлайн-сообществ учеников и учителей для обсуждения и обратной связи.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Кадры

Ключевые слова: обучение, дистанционное обучение, FTS