– Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке труда в ИТ?
Дарья Рябчикова: Как мы видим, устроиться в ИТ-компании кандидатам стало сложнее: вакансий стало меньше, резюме - больше (это подтверждается и оценками HeadHunter - количество вакансий в ИТ с начала года снизилось на 25 %, а резюме - выросло на 55 %).
– Какие вакансии есть в вашей компании, какие из них закрыть легко, с какими возникают сложности, с помощью каких инструментов ваша компания их решает?
Дарья Рябчикова: У нас есть открытые вакансии как административного, так и производственного персонала – разработчиков ERP-платформы «Ма-3», руководителей проектов по внедрению «Ма-3», консультантов. Таких специалистов искать всегда непросто — лучшие специалисты или годами работают в одной компании, или переходят в другую по знакомству или «закрытым каналам». А с учетом того, что нам требуются именно специалисты по ERP-платформе «Ма-3», то, кроме наличия определенной квалификации в области внедрения ERP-продуктов, мы должны сразу планировать обучение специалиста нашему продукту.
Менеджер по персоналу компании «Национальная платформа» Дарья Рябчикова
Кроме традиционных каналов - сайтов по поиску работы, размещаем вакансии на своём официальном сайте, ищем кандидатов на форумах и в профильных изданиях. Отмечу, что мы стали более гибко подходить к месту жительства кандидатов и возможностям удаленной работы и нанимаем специалистов, проживающих в других стран.
– Какие службы в вашей компании занимаются наймом - внутренний HR или сторонние рекрутинговые организации? В чем целесообразность такого выбора?
Дарья Рябчикова: Для компании «Национальная платформа» более удобен внутренний рекрутинг. Мы оперативно реагируем на запросы на открытие вакансий, имеем доступ к линейным руководителям и можем быстро обсудить появившуюся вакансию и требования к кандидатам. Также мы знаем специфику компании и можем использовать возможности поиска не только внешних, но и внутренних кандидатов.
– Какие методики и инструменты развития кадров применяются в вашей компании? Приведите примеры их эффективности: как быстро можно вырастить специалиста на какую-либо ответственную позицию? А также примеры сотрудничества с вузами, учебными центрами, прохождения программ стажировки.
Дарья Рябчикова: В компании развитие кадров представляет собой комплексный процесс, сочетающий несколько разных направлений развития и обучения сотрудников: консультации и тренинги, проводимые более опытными и подготовленными сотрудниками; активное самообучение на основе материалов нашей Академии «Ма-3»; внешнее обучение для получения определенных навыков; выполнение конкретных задач и поручений, направленных на развитие целевых компетенций. В компании отлажен механизм получения специалистами обратной связи от коллег и руководителей.
Мы понимаем, что студенты - наше будущее и мы должны уделять серьезное внимание обучению разрабатываемому нами продукту – российской ERP-платформе «Ма-3». И вузы для нас - ключевые «площадки» для поиска молодых специалистов и обучения их по специальным программам. Поэтому мы развиваем коммуникации с вузами через участие в профильных выставках, приходим с гостевыми лекциями и организуем возможности для прохождения стажировок, тем самым привлекая внимание молодых специалистов к нашему продукту. По итогам стажировок несколько молодых специалистов уже работают в компании. Более подробно о взаимодействии с вузами расскажет руководитель Академии «Ма-3» Овчарева Екатерина.
Екатерина Овчарева: Компания «Национальная платформа» запустила проект Партнерская Академия «Ма-3» для проведения консультаций и передачи знаний специалистам компаний-партнеров. В рамках сотрудничества с АПКИТ специалисты компании проводят мастер-классы по методологии управления проектами и их реализации в ERP-платформе «Ма-3», а курсы Партнерской Академии «Ма-3» вошли в реестр образовательных программ и инициатив АПКИТ.
В компании также реализуется программа стажировок для студентов вузов, желающих изучать и работать с платформой «Ma-3». Стажеры в течение полугода получают знания, необходимые для того, чтобы стать самостоятельным специалистом для дальнейшего развития, профессионального и карьерного роста в компании «Национальная платформа». Успешно прошедшие стажировку студенты получают предложение остаться в компании. Им предлагается план развития карьеры внутри компании.
Руководитель Академии «Ма-3», компания «Национальная платформа», Екатерина Овчарева
– Какие программы лояльности вы оцениваете как наиболее действенные? Меняются ли они в современной ситуации? Приведите примеры из вашей практики.
Дарья Рябчикова: Лояльность сотрудника основывается на комплексной программе, в которую входят инструменты привлечения и удержания сотрудников, включающие все направления заботы о сотрудниках. В компании «Национальная платформа» обеспечивается социальная поддержка сотрудников, ДМС. И конечно же, компания поддерживает соответствующий рынку уровень оплаты труда.
Что касается организации работы и корпоративной культуры, то компания стремится, чтобы сотрудники ощущали комфорт и дружелюбную атмосферу.
Но в новых обстоятельствах прежних действий оказывается недостаточно. Поэтому мы планируем дополнить меры психологической и юридической помощью.
– Ваши прогнозы развития рынка труда в ИТ.
Дарья Рябчикова: Государство, являясь крупнейшим заказчиком ИТ-систем, уделяет развитию ИТ-сектора и кадровым вопросам ИТ-рынка огромное внимание. Также всё более активно идут процессы импортозамещения в коммерческом секторе и производстве, ведутся разработки отечественных продуктов. Поэтому рынок труда в ИТ будет развиваться, чтобы закрывать растущие потребности в ИТ-кадрах.
– Большое спасибо за беседу!