— Антон, расскажите, пожалуйста, о периоде становления «НОРБИТ», а также о начале вашего профессионального пути в этой компании.
— Я попал в компанию «НОРБИТ», когда ей уже было два года. После окончания университета работал в другом стартапе – интернет-магазине, владельцы которого зарабатывали торговлей «.com». Сперва все шло неплохо, но после финансового кризиса в США бизнес, завязанный на американской валюте, развалился, а я перешел в телеком. Однако некоторое время спустя хорошие знакомые снова позвали меня в ИТ-стартап, в успех которого я поверил и согласился занять должность исполнительного директора. Так в 2002 году мне повезло начать свою карьеру в «НОРБИТ».
Генеральный директор «НОРБИТ» Антон Чехонин
В штате «НОРБИТ» на тот момент было всего 10 человек – действительно, это был стопроцентный стартап. Первые полгода мы не получали зарплату – нам предложили зарабатывать самостоятельно, и мы смогли «вырулить». В дальнейшем этот опыт очень помог: мы успешно пережили два кризиса. Причем если кризис 2008 года мы почувствовали, то в процессе последнего не то что не сдали позиций, а очень активно выросли на волне санкций и импортозамещения. Например, в прошлом году у нас было 320 сотрудников, а сейчас у нас большая и сильная команда из 400 специалистов.
В 2007 году я возглавил «НОРБИТ» в качестве генерального директора.
— Расскажите, пожалуйста, о роли «НОРБИТ» в «большом» ЛАНИТ, о присущих только «НОРБИТ» компетенциях, особенностях.
— С момента вхождения в группу компаний ЛАНИТ мы развиваем консалтинговое направление, занимаемся внедрением и разработкой сложных ИТ-систем и собственных программных продуктов под своими марками. На наших плечах – консалтинг, ERP и CRM. Мы занимаем значимое место на рынке разработки портальных решений для автоматизации закупочной деятельности госорганов и госкорпораций. Это очень непростая сфера, она строго регулируется, предлагать ИТ-решения для таких клиентов – большая ответственность.
— Какие этапы развития привели «НОРБИТ» к современному состоянию, показателям? Что за историю компании было самым важным?
— Полагаю, что начать следует с одного из первых проектов – он стартовал еще до моего прихода в компанию – внедрения SAP R/3 в «Норильском никеле». Ходят легенды, что само название «НОРБИТ» было придумано именно тогда и расшифровывается оно как «Норильское бюро информационных технологий». Не могу с уверенностью сказать, так ли это на самом деле, но с этим названием мы живем более полутора десятков лет.
Что касается самого проекта, то в начале 2000-х «Норильский никель» был классическим постсоветским предприятием, где дела велись разрозненно, на бумаге. Норильск мне напоминает остров, до которого из-за географического положения и погодных условий можно добраться только два раза в год, во время ледохода. Труднодоступность отразилась на том, что автоматизированной службы снабжения на предприятии не было. «НОРБИТ» был одним из первых партнеров SAP на российском рынке, здесь работали амбициозные и смелые программисты и консультанты, которые не побоялись масштабной и сложной задачи. В 2004 году мы запустили в «Норникеле» систему материально-технической базы снабжения, которая до сих пор работает, причем настолько хорошо, что заказчик самостоятельно поддерживает многие ее участки. Этот проект позволил «НОРБИТ», тогда еще совсем молодой компании, войти в число наиболее успешных SAP-интеграторов.
Второй важный для компании этап – выход на рынок электронных закупочных систем. В 2002 году в «НОРБИТ» задумались о развитии компетенции в этой области. Открывались заманчивые перспективы: в госорганах появились энтузиасты по продвижению современных технологий. В Новосибирской области, например, губернатор пропагандировал электронные аукционы, и мы решили заняться их автоматизацией. Когда проект в Новосибирской области удался, на «НОРБИТ» обратили внимание в Москве.
С 2006 по 2009 год мы были в рабочей группе по разработке законодательства в закупочной деятельности и его применению в ИТ-системах. Создали несколько электронных торговых площадок, стали соавторами первого общероссийского сайта закупок (его вторую версию мы делали уже вместе с ЛАНИТ).
Мы внедряли и продолжаем внедрять на региональном и муниципальном уровнях наши системы для автоматизации закупочной деятельности. Вхождение «НОРБИТ» в состав ЛАНИТ стало, конечно же, еще одной ключевой вехой в нашей истории. Чем мы заинтересовали группу? ЛАНИТ хотел развивать компетенции по ERP. Нам же работа в составе крупного холдинга открыла новые возможности по продвижению наших услуг. С 2004 года мы дружно живем «под одной крышей», пользуясь уникальными компетенциями друг друга.
— Какие важнейшие рубежи были взяты «НОРБИТ» с момента объединения с ЛАНИТ?
— Уже в составе группы компаний ЛАНИТ мы начали заниматься CRM. По Microsoft Dynamics CRM у нас сейчас, по нашим оценкам, самая крупная практика на российском рынке.
На протяжении нескольких лет наши эксперты активно развивают направление Terrasoft: эта CRM-система быстро набрала популярность в крупном сегменте бизнеса благодаря условиям поддержки и лицензирования, возможностям интеграции, устойчивости вендора на рынке. К тому же эта технологическая платформа дешевле зарубежных аналогов. В 2017 году «НОРБИТ» получил новый статус в рамках партнерской программы Terrasoft, тем самым подтвердив экспертизу по внедрению продуктов bpm’online на крупных предприятиях, и сейчас у нас одна из самых опытных практик на рынке. В настоящее время мы входим в первую партнерскую тройку и растем так, что уже в следующем году рассчитываем стать единоличным лидером.
В числе наиболее интересных проектов – внедрение СRM-системы в одной крупной страховой компании. У этого заказчика нам пришлось идти одновременно и эволюционным, и революционным путем, поскольку клиент требовал быстрого внедрения. Мы разбили проект на семь частей, которые начинали с периодом в 1 месяц. Это позволило создать систему на основе Microsoft Dynamics CRM максимально быстро.
Наши специалисты также разрабатывают и внедряют ERP-решения на базе Microsoft Dynamics AX (Microsoft Dynamics 365), SAP ERP и 1С.
На данный момент зарегистрировано более 10 отраслевых решений «НОРБИТ» на базе Microsoft Dynamics AX. Среди них – решения для управления проектами в сфере транспортных перевозок, в строительстве, инжиниринге, недвижимости, ЖКХ, а также решения для управления складом и персоналом. Уже на протяжении 13 лет компания внедряет системы на базе SAP ERP в розничной и оптовой торговле.
В 2016 году мы начали заниматься 1С – этот рынок высоко конкурентен, но у «НОРБИТ», как ни парадоксально, конкурентов здесь немного, поскольку мы работаем исключительно в нише крупных проектов. Эту практику мы тоже будем развивать.
Неким ответвлением от ERP для нас стали BI-решения. Порядка пяти лет назад мы открыли отдельное BI-направление. У нас самих внедрено это решение, мы знаем из личного опыта, какое оно функциональное, потому нам очень нравится его продавать. Считаю, что выделение BI в отдельную практику также можно назвать в числе ключевых моментов развития «НОРБИТ».
— Хотелось бы подробнее поговорить о ваших собственных решениях на платформе NORBIT Business Trade. По сути, вы являетесь идеологом и вендором в сфере торгово-закупочной деятельности. Как развивается это направление?
— Собственные решения появились у «НОРБИТ» практически одновременно с основанием компании, а с 2002 года мы начали разрабатывать и патентовать торгово-закупочные системы. Сейчас у нас стек собственных продуктов на единой по бренду платформе NORBIT Business Trade, все они входят в Реестр отечественного ПО.
Первое решение этой линейки – для автоматизации электронных аукционов и тендеров. Один из крупных проектов по его внедрению мы провели в дочерней компании Сбербанка.
Второе служит для автоматизации бизнеса заказчика и гибко настраивается под любые бизнес-процессы, их автоматизация позволяет избежать невольные нарушения законодательства. Это особенно важно для госструктур, которые работают в рамках строгих норм закона (например, ФЗ-44).
Третье предназначено для автоматизации госкорпораций. Надо отметить, что госкорпорации живут по отдельным законам и в части закупочной деятельности подчиняются ФЗ-223. Главное в закупках для госкорпораций – публичность на рынке. Каждый проект для таких заказчиков уникальный, хотя в основе каждого из них – все та же единая платформа, дополненная различными «фишками». Недавно мы провели такие внедрения в Россельхозбанке и Русгидро, где проект осложняется интеграцией с SAP и внешними системами. Еще один уникальный проект проведен в Центробанке, отличительная особенность этого заказчика – саморегулирование, а самого проекта – отсутствие какого-либо образца для его реализации.
— Как вы оцениваете свои позиции на рынке автоматизации закупочной деятельности?
— ЛАНИТ входит в ТОП-3 с точки зрения наличия продуктов для автоматизации госзаказчиков. Если брать вместе «НОРБИТ» и ЛАНИТ, то мы, безусловно, – лидеры этого сегмента. В этой нише нас выгодно отличает уникальная для рынка экспертиза – именно она первична, а технологии вторичны. У нас работают одни из лучших экспертов в области законодательства в части закупочной деятельности в России. Нашим экспертам легко говорить с заказчиками на одном языке, а значит, нам легче достичь главного – понять, чего хочет заказчик. Это понимание всегда лежит в основе решения, успешного с технологической точки зрения.
— Как в целом сейчас выглядят потребности заказчиков со стороны бизнеса и госструктур?
— Главная потребность госструктур сейчас – это импортозамещение и все, что с ним связано. Мы не знаем ни одной госорганизации, которая хотела бы купить западное ПО, и я считаю, что это хорошо. Конечно, хорошо бы также обойтись без «изобретения велосипеда»: разработка собственных баз данных, например, это трата ресурсов в никуда. Но отечественные бизнес-приложения, открытые решения, безусловно, надо поддерживать и развивать. Один из проектов «НОРБИТ» в госсекторе связан с автоматизацией Сбербанка-АСТ. Мы выполнили его на открытых решениях без сторонних вендоров, выстраивая бизнес-процессы заказчика вместе с ним. Решение было сертифицировано различными структурами и затем публично представлено на презентации.
Второй тренд – движение в облака – может быть, в мире выражен и ярче, чем в России. Но рано или поздно все равно в облака мы попадем. Например, SAP четко настроен на это. Каждый двигается в облако по-своему, с той скоростью, с какой позволяют бизнес-реалии. Облака для госструктур – вообще сложная материя. «НОРБИТ» пока смотрит на этот рынок, но не зарабатывает на нем.
Следующий момент – все, что касается Big Data и Интернета вещей. Эти модные тренды могут найти свое применение в анализе потребителей и таргетированном воздействии на них, либо в повышении эффективности бизнес-процессов с помощью машинного обучения. К этим сегментам мы тоже пока присматриваемся.
Безусловно, любым заказчикам прежде всего важно, чтобы их проблемы решились за как можно меньшие деньги. Наверное, прошли те времена, когда мы наблюдали обилие крупных проектов ERP и BI, когда на предприятиях не было ИТ-систем, но было много свободных средств. Сейчас у всех крупных заказчиков уже работают более-менее современные масштабные системы, а также точечные решения, нацеленные на устранение болевых точек. Популярны небольшие быстрые проекты, приносящие скорую отдачу, устраняющие неэффективность компании.
Что касается предпочтений наших клиентов, у нас больше 20 различных SAP-проектов в розничных компаниях различного размера. ERP позволяет решать много локальных задач. Например, для розницы на его основе можно предложить систему планирования поставок. Такая система изучает потребителя, программы лояльности, в таких решениях заключена серьезная математика, логика. В этой области мы себя чувствуем хорошо. Каждый второй продукт ERP продается вместе с программой лояльности на CRM, и здесь велика роль консалтинга – консультант должен научить клиента пользоваться CRM так, чтобы доход в разы превосходил инвестиции. Кроме того, у нас есть собственное решение NORBIT for Retail, мы активно продвигаем его в России и СНГ.
— Каково соотношение различных направлений в бизнесе «НОРБИТ», если можно узнать?
— Наверное, лидирующим направлением (35-40 %) можно назвать собственные разработки: объективно доля государства в экономике растет, потребности автоматизации госкомпаний растут, и мы готовы наращивать объемы разработок для этого сегмента. Еще 30 % занимает CRM – это направление сейчас на подъеме. Остальное приходится на ERP-системы, которые не стагнируют, но не столь быстро растут.
— Расскажите про вашу команду. Сколько специалистов сейчас под вашим началом, какие уникальные для рынка возможности есть у коллектива?
— Нас 400 человек, и все – люди творческие. Стараемся подбирать в нашу команду специалистов, которым интересен драйв и демократичность. Бюрократии у нас практически нет, при такой величине штата иногда нам даже не хватает каких-то формализованных процедур.
Число сертификаций в «НОРБИТ» огромно. Это уникальные госзакупки, связанные с практикой ритейла, это все, что касается CRM и взаимоотношений с клиентами. В числе узких компетенций – расчет счетов за коммунальные услуги по ЖКХ. Сделать правильный биллинг в ЖКХ – очень сложная задача, особенно с учетом высокой ответственности. Интересные биллинговые проекты идут в компаниях-операторах централизованных систем водоснабжения и водоотведения, где мы делаем биллинг на технологиях SAP.
Мы также привлекаем молодых специалистов, среди которых есть стажеры с нулевым опытом. Стажерская программа «НОРБИТ» развивается давно, и некоторые из стажеров уже стали руководителями в крупных компаниях.
— Как распределены штатные сотрудники «НОРБИТ» территориально? Расскажите подробнее о современной структуре «НОРБИТ», департаментах, центрах компетенции, географическом охвате.
— В «НОРБИТ» есть департаменты собственных решений, SAP, CRM, Microsoft Axapta, 1C, управленческого консалтинга. Есть отдельный сервис по сопровождению внедренных систем, там требуются свои технологии. Все это дает хорошую синергию. Каждая проектная команда создается чаще всего в рамках одного департамента. Мы отлично умеем организовывать в том числе и крупные команды, благодаря чему реализуем проекты любого масштаба.
Центральный офис «НОРБИТ» располагается в Москве, самый старый ресурсный центр – в Казани, там находятся порядка 45 консультантов и разработчиков. Второй ресурсный центр был открыт в Нижнем Новгороде. Третий – в Минске, но в условиях популярности у белорусских коллег оффшорного программирования мы там сейчас не очень конкурентоспособны и объемы не наращиваем. Кадры набираем из местных профильных вузов, сами их воспитываем. Вообще, при открытии филиалов главное – найти опытного руководителя, и если такой есть, то он сумеет собрать штат.
— Личный вопрос: тяжело ли руководить таким большим коллективом?
— Не тяжелее, чем 10 лет назад коллективом из 10 человек. Задачи, безусловно, меняются, штат вырос в 40 раз, но для руководителя всегда главное – ощутить свой предел нагрузки и суметь рационально распределить обязанности между коллегами. Вообще, консалтинговый бизнес по своей сути интересное занятие, каждый проект – это новые сложности, своя особенная динамика. Генеральный директор «НОРБИТ» почти всегда участвует в проекте на этапе продажи – заказчику важно присутствие первого лица. Но у наших консультантов работа еще интереснее: ведя проекты на местах, они проводят много времени в других регионах, проникаются местной культурой, и я им по-хорошему завидую.
— В каких направлениях «НОРБИТ» намерен двигаться в ближайшем будущем и в перспективе? Какие «высоты» хотелось бы взять?
— В настоящее время мы продолжаем работать над проектом по сопровождению рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, он был презентован на Петербургском экономическом форуме в присутствии первых лиц государства. Это очень большая ответственность – в ночь перед форумом мы чувствовали себя словно перед экзаменом, но все прошло замечательно.
Если более глобально, то мы продолжим активное освоение рынка СНГ, будем решать в связи с этим тактические и стратегические задачи. За последние три года в странах СНГ мы получили порядка трех десятков разных проектов. На этом рынке появились средства. К тому же по менталитету мы им хорошо понятны, что позволяет довольно легко входить на эти рынки.
Вообще, для себя мы решили так: развивать только те направления бизнеса, в которых мы сможем работать настолько хорошо, чтоб войти в категорию лидеров – как минимум, в первую тройку. Таких позиций мы намерены добиваться в направлениях Microsoft Axapta, SAP и 1С.
— Резюмируйте: что помогало «НОРБИТ» держать марку на протяжении всего времени своего присутствия на рынке, развивать новые компетенции и увеличивать штат?
— Как я уже сказал, больше всего мы гордимся тем, что благодаря нашей экспертизе мы умеем говорить с заказчиком на одном языке. В результате заказчики удовлетворены нашей работой. Поэтому главный залог нашей устойчивости – наша команда. Мы внимательно следим за рынком и ценим тех людей, которые многое прошли вместе с нами.
Мы всегда стремимся дать заказчику то, что он хочет. Соответственно, довольно много инвестируем в решения. Анализ показывает, что девять из десяти наших проектов референсные. Десятый проект таковым не становится не потому, что он неудачный, а из-за нежелания заказчика его афишировать, если такая скрытность дает преимущество в конкурентной борьбе.
Важно, что в составе ЛАНИТ мы финансово не зависимы, но в то же время холдинг предоставляет нам сильную имиджевую поддержку.
Мы встретили семнадцатилетние в хорошей форме: несмотря на непростые времена, мы продолжаем расти. Это говорит о том, что «НОРБИТ» – зрелая компания, способная быстро изменяться в соответствии с внешними реалиями.
— Большое спасибо за беседу!