- По вашему мнению, что влияет на устойчивость ИТ-компаний?
Павел Сварник: На устойчивость любой компании влияют её внутренние качества и в первую очередь её корпоративная культура. Компании из сферы ИТ - не исключение. Это касается и продуктовых компаний, и сервисных компаний, и системных интеграторов. Можно реализовать безупречную организационную структуру, внедрить передовую систему мотивации, но если у компании нет драйва и нет искреннего желания отвечать на рыночные вызовы, это приведёт к затуханию и бизнеса. К счастью, ярко выраженная ориентация на проектную специфику приводит на работу в системные интеграторы амбициозных, инициативных и по-хорошему авантюрных специалистов, с выраженным запросом на ситуативное лидерство. Эти качества сотрудников и составляют ядро корпоративной культуры, обеспечивая, таким образом, талебовскую «антихрупкость» бизнеса.
Исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» Павел Сварник
- Часто приходится слышать, что кризис - это время возможностей. Так ли это?
Антон Чехонин: Каждый кризис сопровождается падением спроса практически во всех отраслях экономики. Полагаю, что не все компании в отрасли пройдут кризис, и последует некоторый этап консолидации рынка. Например, пару месяцев назад компания «ЛАНИТ Омни» стала частью нашей команды. Помимо падения спроса, на игроков ИТ-рынка повлиял разрыв глобальных цепей поставок. Дистрибуторы и производители оборудования ощутили мощный удар по бизнесу, когда начались перебои с поставками из-за рубежа. Зато настало «золотое» время для компаний, предлагающих различные ИТ-сервисы: онлайн-ТВ, игры, сервисы для удаленной работы, дистанционного обучения, ВКС.
Генеральный директор компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Антон Чехонин
Что касается сферы ИТ-услуг, многие наши контракты достаточно длительные (заключаются на 1-2 года). Поэтому то, как повлияет кризис на наш бизнес, мы увидим только в конце года. Понятно, что ряд компании в целях экономии заморозят бюджеты на ИТ-проекты до лучших времен.
- Кому приходится легче - малым игрокам или крупным, столичным или региональным, работающим с госами или коммерсами?
Павел Сварник: Явной зависимости устойчивости бизнеса от его масштаба и целевого рынка, наверное, нет. Если бизнес существует, и он прибыльный, значит, элементарные правила его ведения соблюдаются, реализованы те или иные практики управления. Риск-менеджмент не всегда может быть выделен в компании в отдельную функцию, но так или иначе управление рисками всё равно осуществляется – руководство интуитивно принимает решения о векторе развития, ориентируясь на ряд вопросов «что если…?», заданных самому себе. Думаю, что в B2B и B2G найдётся не так много мелких и крупных игроков, которые проигнорировали базовые принципы стратегического управления и сейчас уже готовы сойти с дистанции. Коронакризис «в моменте» затронул потребительские рынки, а задачи государства и коммерческих структур имеют более долгосрочный горизонт планирования и в меньшей степени подвержены рыночным флуктуациям.
Антон Чехонин: Проблемы могут испытывать не только небольшие компании, обладающие одной экспертизой, но и весьма крупные интеграторы, работающие в различных направлениях. Поэтому преодоление кризисной ситуации главным образом зависит не от размера компании, а от работы над повышением операционной эффективности и быстрой реакции на рыночные изменения. В целом, успешно кризисное время пройдут ИТ-компании, которые обладают сбалансированным портфелем клиентов из государственного и коммерческого секторов.
Что касается клиентов, сегодня достаточно сложно обойтись без госзаказа. Главным образом, это связано с разницей в масштабах проектов. Коммерческие компании реализовывают чаще короткие проекты с максимальным сроком - около одного года. Госкомпании строят свои планы надолго, и их контракты (на 1-2 года) всегда масштабные, в том числе, с точки зрения финансирования. Поэтому в НОРБИТ мы всегда стараемся диверсифицировать контракты и не зависеть от одного заказчика.
- Что удерживает на плаву именно вашу компанию?
Антон Чехонин: Перечень гарантов устойчивости НОРБИТ состоит из четырёх пунктов. Первое – это сбалансированный портфель проектов: от маленьких и быстрых до очень крупных и длительных. Это обеспечивает нам и долгосрочную загрузку персонала, и наличие постоянного денежного потока. Второе - диверсификация контрактов. Так, компания не зависит от одного заказчика. Еще один важный момент - концентрация на приоритетных продуктах, отраслях, услугах, которые точно будут востребованы рынком. Наконец, устойчивости служит контроль расходов и загрузки персонала на проектах.
- Какие «мускулы» надо «нарастить» ИТ-компаниям, чтоб в любой ситуации суметь сберечь бизнес и коллектив?
Павел Сварник: «Джентельменский набор» инициатив на случай непредвиденных событий прост: обеспечение удалённого доступа к корпоративным информационным ресурсам, организация высокоэффективных групповых коммуникаций в условиях географической распределённости и, конечно, обеспечение информационной безопасности. Реализуется это с помощью публичных или корпоративных облаков, а также средств аудио-видео-коммуникаций. Использование этих инструментов должно вестись в соответствии с корпоративной стратегией информационной безопасности и с использованием необходимых подходов и средств. Если «джентельменский набор» реализован, то можно переходить к важным, хоть и не всегда первоочередным инициативам, например, к созданию условий для трекинга рабочих задач. В случае, если у компании развитая корпоративная культура, то использование перечисленных подходов и инструментов позволит обеспечить высокую производительность сотрудников независимо от многих неблагоприятных событий и даже в самые сложные периоды.
- Большое спасибо за беседу!